Ачышьашьана мифологическое животное у Абхазов

Ачышьашьана мифологическое животное у Абхазов
Фото: www.natpress.net

Об Ачышьашьане в литературе имеются не очень много сведений, в народе сегодня лишь немногие люди старшего поколения помнят его имя и основную его функцию. Оно считается божеством лошади, является одним из семи долей Айтара. Некоторые ученые предполагают, что это божество женского пола [1: 142]. Отрывочные сведения об этом божестве мы можем почерпнуть из работ первого абхазского этнографа С.Т. Званба («Абхазская мифология и религиозные поверья и обряды между жителями Абхазии. Заметки природного абхазца» [2: 31] и Н.С. Джанашиа «Религиозные верования абхазов».

Так как Ачышьашьана считается одной из семи долей Айтара, мы должны сказать несколько слов и об этом последнем божестве. В абхазской мифологии Айтар считается богом обновления природы, размножения и скотоводства. С.Т. Званба функцию Айтара определил как «бог и покровитель домашнего скота и хуторов»[2: 31]. К этому богу с особым почтением относились пастухи, которые приносили ему в жертву «молочную кашу, обыкновенно в субботу, - только не во время поста, раз в году - летом. «В свадебной поэзии адыгов этот мотив присутствует в качестве благопожелания невесте». Около котла, наполненного кашею, становятся все пастухи, сколько их найдется при стадах, и старший из них просит Айтара о размножении их стад и защите их от хищных зверей. После того кашу едят».

Опираясь в основном на материалы С.Т. Званба и Н.С. Джанашиа, Ш.Д. Инал-Ипа пришел к выводу о том, что Айтар - «великий бог обновления природы, размножения и скотоводства. Иногда он выступает в качестве женского бога - покровительницы домашнего скота и хозяйства. Образ этого божества занимает особое место в абхазском языческом пантеоне по общепризнанности и широте функций».

По материалам С.Н. Джанашиа, в народе считалось, что в подчинении Айтара находятся сравнительно мелкие божества, и каждый из этих божеств составляет особую его долю. В эту плеяду божеств входят семь божеств: Цьабран (Джабран) - бог коз и овец, Жэабран (Жвабран) - бог коров, Алышькьынтыр - бог собак, Амза - бог луны, Амра - бог солнца, Анапа-нага - божество урожая и Ачышьашьана - божество лошадей. По объяснению того же Н.С. Джанаша, слово «Ачышьашьана» состоит из слияния двух абхазских слов: ачы -«лошадь» и шьашьана - «непонятно».

По Н.С. Джанашиа, в старину в честь каждого из этих богов во главе с Айтаром абхазы совершали обряды с молитвами и жертвоприношениями. Обряд моления богу Айтар исполняли в первый понедельник великого поста. Это моление имело и другое значение -хэыжэкыра (хэажэ - «лепешка» кыра - «держать в руках»). Хэажэ - «это особая лепешка, то конусообразная, то кругло-приплюснутая. Во всех жертвоприношениях у абхазов эти лепешки, то начиненные сыром, то без него, непременно фигурируют... Лепешки эти иногда варятся, а иногда пекутся». Молились, соблюдая определенную иерархию этих богов, расположив во времени в определенной строгой последовательности, по всей вероятности, с учетом степени важности каждого из них: Цьыбран (Джабран), Жэабран (Жвабран^, Аышькьынтыр, Амза, Амра, Анапа-нага, Ачышьашьана.

Как видим, в иерархии этих богов Ачышьашьана занимает последнее место. Следует подчеркнуть, что «при обращении к какому-либо из этих богов непременно упоминается Айтар, как бог, часть коего составляет данное божество. Айтар един в семи долях. Долевое понятие абхазов о боге в Айтаре рельефно выражено».

При молитвах в честь этих богов, как видим, неукоснительно соблюдалось указанная иерархия, за Ачышьашьана молились последним. Как и многим другим богам, так и Ачышьашьану в жертву приносили лепешки, о которых говорилось выше. Молящийся брал в руку лепешку, изображавшую лошадь, и «просил бога Ачышьашьану - великую долю великого бога Айтар, чтобы он размножил им лошадей и ослов». При этом молящийся лил горячую акурпу (густой отвар от лепешки или мамалыги) то в сторону моря, то в сторону гор, говоря: «Ооцэ, ооцэ!» (этими словами абхазцы сзывают скот)»
 
По теме
В Майкопском государственном технологическом университете прошло заседание ученого совета под председательством ректора МГТУ Саида Куижева, на котором были обсуждены важные вопросы,
Защита магистерских работ - Рослесозащита Республики Адыгея 27 марта 2024 в Адыгейском государственном университете, была проведена защита магистерских работ обучающихся по специальности "Экология".
Рослесозащита Республики Адыгея
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор