Алла Панеш: «Если у тебя пустота в глазах — тебя переключат»

В Международный день телевидения «СА» взяла интервью у тележурналиста и ведущей информационных программ ГТРК «Адыгея» Аллы Панеш

— Алла, я знаю, что на телевидение ты пришла не сразу: сначала работала на радио. А кем ты видела себя в детстве?

— Когда я училась в начальной школе, в первом-втором классе, моя учительница, Аминет Юсуфовна Сташ, мне сразу сказала — ты будешь диктором. Не знаю, почему она так решила… Наверное, потому, что я любила читать стихи, по сочинениям всегда были пятерки. Сейчас она меня иногда встречает и говорит: «А ты помнишь, что я тебе тогда сказала, что ты будешь диктором?» (Улыбается). Потом это все забылось, но, повзрослев и став на путь выбора профессии, я знала, что буду работать на телевидении, это даже не обсуждалось. Правда, я никогда не думала, что буду вести новости, но точно знала, что попаду в телевизор.

После школы я отучилась в АГУ на филфаке — окончила отделение журналистики.

Когда студенткой проходила мимо ГТРК, у меня дух захватывало, думала: «Какие здесь люди работают! Наверное, там так здорово!» По счастью, у меня появилась возможность туда попасть: меня пригласила Зоя Козич, которая на тот момент работала начальником информационной службы радио, она предложила попробовать себя радиокорреспондентом. Я сразу же согласилась. Так и началась моя жизнь в ГТРК. Там меня заметила Людмила Пугачева — золотой голос Адыгеи, лучший диктор на тот момент. Она обучала нас — молодое поколение. И только по прошествии определенного времени я услышала: «Ты готова к выходу в эфир».

— То есть в эфир выходили не сразу?

— Не-е-ет, сначала я просто бегала с микрофоном, с этим большим магнитофоном, что-то пыталась писать. Эта работа похожа на работу газетного журналиста, только мы оперируем не текстом, а голосами — своими и тех, кто нам что-то рассказал. А потом нас начали обучать именно дикторству, чтобы мы смогли вести эфиры. Поскольку ГТРК — это и радио, и ТВ как одна компания, то иногда получалось так, что выезжала на съемки вместе с телевидением: я брала информацию для радио, они — себе. Я смотрела, как они работают, запоминала. Наверное, все шло к тому, что я перейду на телевидение. Через полтора года моей работы решила попробовать себя как тележурналист. И вот с 2004 года место моей работы неизменно, единственное — были передвижки внутри компании: я переходила из корреспондента радио в ведущие радио, из корреспондента телевидения в ведущие телевидения, сегодня я и корреспондент, и ведущая итоговой программы. Но создало меня как журналиста именно радио, оно научило меня всему, что я потом уже совершенствовала.

— В принципе получается, что разница в работе радиокорреспондента или ведущего и телекорреспондента в том, что на ТВ есть картинка?

— Да, по большому счету так. Но что главное в радио — хоть тебя никто и не видит, есть только голос, фальшь в голосе, когда ты не уверен в себе, когда преподносишь информацию, в которой не разбираешься, слушатели чувствуют сразу же. Ты должен быть уверен в себе, понимать, что ты читаешь и как читаешь. Тебя не видят, да, но каждая твоя нотка в голосе слышна. Поэтому сейчас много таких работников радио, которые просто читают, их никто не запоминает, они проходят перед слушателями вереницей. А есть такие, которых помнят, их специально включают, потому что им верят. То же самое происходит со зрителем — его никогда в жизни не обмануть. Если ты садишься в студии, начинаешь читать новости, а у тебя пустота в глазах — тебя переключат.

Для меня важно быть честной, поэтому я часто сама работаю над подводками к сюжетам, над текстами: сама пишу, сама говорю. И приятно, когда ко мне во время съемок подходят люди и говорят: «Если новости делает или ведет Алла Панеш — это правда, мы тебе верим!». Это значит, тот принцип, который я принесла еще с радио, работает.

— Ты много работаешь с новостями. Не хочется больше своих собственных, авторских материалов?

— На самом деле, мне все интересно. Над новостным сюжетом больше работы, причем работы коллективной, не только моей, но и оператора, режиссера, монтажера, это поток. Когда же ты делаешь свой, авторский материал, ты чувствуешь свою личную большую ответственность, пропитываешься этими событиями, переживаешь за героя, вносишь много своего «я» и своих ощущений, но все равно это коллективная работа, важно, чтобы оператор тоже почувствовал это так, стал твоими глазами и снял все правильно, чтобы вы не были как лебедь, рак и щука.

— Сложно ли работать с оператором, не бывает таких моментов, когда напарник снял совсем не то, что нужно, и сюжет не получился?

— Если ты профессионал, такого не случится. Самое главное — дать задачу оператору, объяснить, что и как ты будешь подавать в сюжете, что важно отразить. И если ты ему это сказала, он будет работать, станет твоими глазами, увидит все так, как хочешь ты. Если же ты едешь и просто ждешь, что он снимет что-нибудь, ну тогда так что-нибудь и получишь. Важно взаимное уважение и общая работа на один результат.

— Алла, ты помнишь свой первый эфир? Ведь работа на радио, где тебя не видят, — это одно, а показать себя зрителю — совсем другое.

— Конечно. Вообще я очень долго боялась камеру, хотя меня и тянуло на телевидение. Сначала я привыкала слышать свой голос в радиоэфире — он немножко другой, а тут мало того что голос, так еще и картинка, а ей нужно соответствовать, не разнервничаться, не встать и не уйти вообще с эфира, тем более что он прямой. В свой первый рабочий день мне достался сюжет со стендапом, то есть моментом, когда журналист говорит в кадре на фоне события, которое он освещает. Было страшно, но все-таки все получилось. А как диктор я была уже готова, самым сложным было держать спину. И сейчас, пересматривая свои эфиры, а я делаю это всегда, постоянно хочу что-то изменить, я очень придирчива к себе, где-то даже я перфекционист. Если это материал, который требует долгого проникновения, я постоянно его переделываю, до последнего. Даже когда я его выпускаю, все равно думаю, что вот это и вот это можно было сделать по-другому… Наверное, этого не изменить, это часть характера.

— В последние годы ты работаешь в пуле Главы Адыгеи — освещаешь события, связанные с правительством, властью. Отличается ли эта работа от того, что ты делала раньше?

— Приходя на съемки к Главе республики или на правительственное заседание, нужно самой понимать, что же там происходит. Никто не будет разъяснять, необходимо иметь опыт и знания во многих областях, следить за новостями, тенденциями, быть в курсе всего, что происходит в республике, и понимать, о чем же говорят там, куда ты пришла со съемочной группой. Поток информации всегда большой, подать информацию непросто, потому что зритель может не понять какие-то вещи сразу, не зная других нюансов. А нужно, чтобы было просто и доступно широкой аудитории. Но мне очень интересна такая работа. А еще я очень благодарна ей: если бы не она, я бы не увидела так много городов, в которых побывала в командировках. Я бы даже в наши горы не так часто выбиралась.

— Как ты считаешь, в чем секрет твоего успеха в профессии?

— В нашей семье вообще по женской линии женщины добиваются успеха. Моя двоюродная бабушка — Панеш Раиса Кадыровна, заслуженный педагог по вокалу, много лет проработавшая в колледже искусств им.Умара Тхабисимова. Она и сейчас там работает, хотя ей уже далеко за 80. Она вырастила и подарила Адыгее таких артисток, как Марина Шагуч, Маргарита Мамсирова. Эти оперные певицы работают в Мариинке, в Большом театре. При этом бабушка всегда была скромна, не любила и до сих пор не любит ажиотажа вокруг себя. Для меня она — пример того, как нужно работать: только своим трудом, никакими уловками и связями не добиться настоящего успеха и профессионализма. Так же получилось и у меня: я пришла сама и шла вперед сама, работая над собой и совершенствуя себя. Другая моя бабушка тоже добилась успеха, уже в банковском деле. Можно сказать, что умение самой добиваться успеха и достигать поставленных целей — это семейная особенность, примером в жизни мне были мои бабушки.

— Если говорить о семейных традициях: ты не только журналист, ты еще и мать. Дочь не хочет пойти по стопам мамы и стать журналистом?..

Продолжение материала доступно только в печатной версии. Покупайте «СА» в киосках ООО «АДЫГЕЯ-ИНТЕРСВЯЗЬ» и редакции газеты или подписывайтесь в любом почтовом отделении Республики Адыгея и Краснодарского края.

Беседовала Екатерина Пензева.

Фото Артура Лаутеншлегера.

 

 
По теме
      В связи с предстоящими новогодними и рождественскими праздниками Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации напоминает о необходимости соблюдения запрета дарить и получать подарки в связи с выполне
13.12.2018
На XVIII съезде партии «Единая Россия», в работе которого принял участие президент России Владимир Путин, произошли изменения и в составе генерального совета правящей партии.
11.12.2018
 
JPG Файл - МВД Республики Адыгея Сегодня Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев и члены Общественного совета при МВД России обсудили тему:
10.12.2018
Фото Алексей Гусев - Советская Адыгея В ходе XVIII съезда партии «Единая Россия» была организована работа трех дискуссионных площадок – «Обновление», «Открытость» и «Лидерство», в ходе работы которых были обсуждены ценностные ориентиры,
10.12.2018
Делегаты XVIII Съезда ЕР приняли проект Решения Съезда Делегаты XVIII Съезда партии «Единая Россия» в ходе пленарного заседания единогласно проголосовали за принятие проекта Решения Съезда.
09.12.2018
 
Президент РФ Владимир Путин выступил на пленарном заседании во второй день XVIII Съезда «Единой России» Очень рад приветствовать всех на очередном, XVIII съезде партии «Единая Россия».
09.12.2018
      В связи с предстоящими новогодними и рождественскими праздниками Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации напоминает о необходимости соблюдения запрета дарить и получать подарки в связи с выполне
13.12.2018 Роскомнадзор
В ходе XVIII съезда партии «Единая Россия» была организована работа трех дискуссионных площадок – «Обновление», «Открытость» и «Лидерство», в ходе работы которых были обсуждены ценностные ориентиры,
10.12.2018 Советская Адыгея
На XVIII съезде партии «Единая Россия», в работе которого принял участие президент России Владимир Путин, произошли изменения и в составе генерального совета правящей партии.
11.12.2018 Газета Майкопские новости
Съезд Общероссийского народного фронта прошел 29 ноября 2018 г. в Международном выставочном центре «Крокус Экспо» в Москве.Съезд ОНФ — масштабная всероссийская площадка, на которой собрались более 4 тыс.
05.12.2018 Газета Майкопские новости
Следственным подразделением межмуниципального отдела МВД России «Адыгейский» завершено расследование уголовного дела по факту незаконной транспортировки этилового спирта в крупном объеме, сообщили в пресс-службе МВД по Адыгее.
12.12.2018 Советская Адыгея
Полиция Теучежского района Адыгеи проводит проверку по факту дорожно-транспартного происшествия, в котором пострадали два человека, сообщили в пресс-службе МВД по Адыгее.
06.12.2018 Советская Адыгея
В поселке Тульском Майкопского района эвакуированы ученики и сотрудники местной школы, об этом «СА» сообщил источник в правоохранительных органах.
05.12.2018 Советская Адыгея
В МГТУ ПРОВЕЛИ КРУГЛЫЙ СТОЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЮБИЛЕЮ КОНСТИТУЦИИ РФ - МГТУ 12 декабря в читальном зале библиотеки МГТУ прошёл круглый стол «Роль и значение Конституции РФ в обеспечении безопасности личности в современных условиях», посвящённый 25-летию со дня принятия Конституции РФ.
14.12.2018 МГТУ
В минувшую субботу образцовый детский муниципальный песенно-танцевальный ансамбль «Казачата» отметил свое 30-летие.
11.12.2018 Газета Майкопские новости
Всероссийская акция «День короткометражного кино» пройдет 21 декабря. В этот день в нескольких районах Адыгеи пройдут бесплатные показы программы «Детская анимация», рассказали в Центре народной культуры республики.
12.12.2018 Советская Адыгея
В год 80-летия самбо в Адыгее прошли III Всероссийские соревнования по самбо среди юношей на призы М. Р. Хасанова - Исполнительные органы государственной власти Сегодня в Майкопе в спорткомплексе «Оштен» состоялись III Всероссийские юношеские соревнования по самбо на призы 11-ти кратного чемпиона мира по самбо, 19-ти кратного чемпиона России, депутата Госдумы РФ Мурата Хасанова .
15.12.2018 Исполнительные органы государственной власти
«На проходящем в китайском городе Ханчжоу чемпионате мира по плаванию на короткой воде сборная России одержала победу в мужской комбинированной эстафете 4х50 м с результатом 1 мин 30,54 сек.
15.12.2018 МВД Республики Адыгея
Третий Всероссийский турнир по самбо среди юношей до 19 лет на призы 11-кратного чемпиона мира Мурата Хасанова объединит более 100 спортсменов  Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также Абхазии.
13.12.2018 Советская Адыгея