История черкесских аулов Черноморского побережья

История черкесских аулов Черноморского побережья
Фото: www.natpress.net

Микрорайон Ахинтам.
Сведений об ауле Ахинтам в период Кавказской войны сохранилось крайне мало. На одной из карт 1838 года на месте современного аула Ахинтам было обозначено селение Адгебзе (в переводе с убыхского языка — «река адыгов»). Однако на карте английского агента Джеймса Белла составленного 1840 году и на французских картах Кавказа опубликованных во второй половины XIX века, это поселение не было уже нигде обозначено.
В 1864 году при завершении Кавказской войны, практически всё местное население в ходе мухаджирства было выселено в Османскую империю.
В конце XIX века русские войска перестали преследовать черкесов, продолжавших скрываться в горах и разрешили им осесть в предгорной зоне. Так заброшенный аул вновь был заселён горцами.
До 1924 года аул Ахинтам входил в состав Туапсинского района Черноморского округа Кубано-Черноморской области. Затем аул передан в состав Шапсугского национального района, куда были включены аулы Черноморского побережья с преобладающим адыгским населением.

Микрорайон Вардане.
В своё время поселения в этом урочище носили названия Цопсын (адыг. ЦIопсын — сияющий родник) и Буап (адыг. Буап — устье реки Буу).
Современное название посёлка Вардане произошло от убыхского общества, населявшего данную местность. Предполагается, что в названии Вардане лежит адыго-убыхское слово «данэ», что в переводе означает — шёлк. В пользу этой версии выступает то, что раньше побережье возле посёлка было усажено шелковичными деревьями, на которых усердно трудились тутовые шелкопряды. Благодаря удобному расположению местности для торговли, местные племена черкесов активно реализовывали шёлк.
С эпохи Средневековья на месте современного посёлка был расположен центр одного из убыхских обществ — Вардане. Смешанное убыхо-шапсугское общество населяло земли от реки Шахе до Мамайского перевала. Главенствовала в нём княжеская фамилия — Дзепш.
Во время Кавказской войны Убыхия последовала за наибом имама Шамиля на Западном Кавказе — Магомет Амином. Магомет-Амин, при помощи убыхских князей Берзековых, построил в Вардане единственное в Убыхии мягкеме (крепость).
В 1864 году Убыхия пала и после окончательного завершения Кавказской войны, практически всё общество Вардане было в ходе мухаджирства выселено в Османскую империю, за нежелание подчиняться военной русской администрации на Кавказе.

Микрорайон Головинка (Шэхап).
Поселение адыгов-шапсугов в устье реки Шахе известно с XVII века под названием Субаши (одной этимологии с Шахе) Это поселение упоминается у И. де-Лукка (Subasu, 1-я треть XVII век) и Эвлия Челеби (Субиш, 1641). По сообщению Дортели д’Асколи в 1-й половине XVII века в устье реки Шахе была морская стоянка Абаза(Abbasa), что говорит о живших в то время там остатках абазин.
С XV века до середины XIX века по реке Шахе проходила граница между Шапсугией и Убыхией.
3 мая 1839 года в десанте у Субаши, которым командовал Н. Н. Раевский, участвовал художник И. К. Айвазовский, приглашённый в эту экспедицию адмиралом М. П. Лазаревым. Позже художник написал картину «Десант у Субаши» и ещё несколько полотен на тему Русско-Кавказской войны.
В 1854 году форт в стратегических целях был покинут русскими и его вновь заняли черкесы. В 1864 году при завершении Русско-Кавказской войны практически всё местное население было выселено в Османскую империю. Лишь спустя пару десятилетий продолжавшим скрываться в горах черкесам было разрешено осесть на своих местах.

Микрорайон Макопсе.
Посёлок Макопсе получил своё название от реки Макопсе в устье которой он и расположен. Макопсе (адыг. Мэкъупсы) в переводе с адыгейского языка означает «сенная река», где «мэкъу» — сено и «псы» — река.
С древних времён в устье реки Макопсе проживали племена зихов, и их потомки адыги и убыхи.
После завершения Русско-Кавказской войны и окончательного присоединения Черкесияк Российской империи, практически всё местное население было выселено в Османскую империю за нежелание подчиняться иноверному русскому царю.

Микрорайон Хатлапе.
Аул был постепенно основан в середине XX века на базе садоводческого и пчеловодческого хозяйств располагавшихся в этой местности. Название аула, с адыгейского языка переводится как «собачья лапа», от «хьэ» — собака, и «лъапэ» — лапа.
10 февраля 1961 года Лазаревский район был упразднён и включён в состав Большого Сочи. Аулу Хатлапе был присвоен статус внутригородского микрорайона.
Ныне Хатлапе иногда считается частью аула Хаджико, расположенного выше по долине реки Аше.

Микрорайон Шахе.
Первые поселения в устье реки Шахе возникли в эпоху каменного века. В античные времена река являлась естественной границей между племенами зихов и санигов.
С эпохи средневековья до середины XIX века река Шахе представляла собой естественную границу между шапсугами и убыхами.
В 1864 году после завершения Русско-Кавказской войны, практически всё местное население было выселено в Османскую империю, за нежелание подчиняться иноверному русскому царю. В результате низовья реки Шахе опустели на несколько лет.
В 1870-х годах, на месте где ныне находится посёлок Шахе, начали селиться русские переселенцы. В конце XIX века остатки черкесов продолжавших скрываться в горах, перестали преследовать и им было разрешено осесть в предгорных районах причерноморского побережья.

Микрорайон Шхафит.
Название аула Шхафит в переводе с адыгейского языка означает — «свободный». В дословном переводе «Щхьэфит» означает — «вольные головой».
До 1864 года долина реки Аше было плотно заселено одним из адыгских обществ — шапсугами. После завершения Русско-Кавказской войны практически всё уцелевшее местное население было выселено в Османскую империю за нежелание подчиняться Российской империи.
Для полного вытеснения горцев, продолжавших скрываться в труднодоступной горно-лесистой местности, было направлено несколько батальонов, расквартированных небольшими отрядами в 16 пунктах побережья.
Местом дислокации одной из таких частей стала долина реки Аше. Здесь, в 12 км от моря, на левом берегу реки до 1874 года размещалась рота 1-го Кавказского линейного батальона. Командир роты капитан А.Т. Мухортов приобрел земельный участок вблизи моря и устроил имение, получившее название «Мухортова Поляна».
В конце XIX века военная русская администрация прекратила преследование продолжавших скрываться в горах адыгов и разрешило им осесть в горных районах Причерноморья.

Село Харциз Первый (Хъырцыжъ).
До 1864 года на месте нынешнего села существовали черкесские поселения, которые были заброшены в результате мухаджирства, вызванного окончанием Русско-Кавказской войны.
Точная дата основания современного села неизвестно. Возможно русские переселенцы начали его заселять ещё в начале XX века. Название села происходит от адыгского дворянского рода — Харциз (адыг. Хырцыжь), которые раньше проживали в этой местности. Название рода закрепилось за местностью, а позже было присвоено новому селению основанному здесь.

Село Солох-Аул.
Адыгское название села — Шъолэхъу къуаджэ.
В основе перевода топонима лежит имя собственное — Солох или Шолох (адыг. Шъолэхъу), который ранее являлся распространённым родовым адыгским именем. То есть Солохаул в переводе с адыгского означает — аул Солоха.
Во время Русско-Кавказской войны вдоль долины реки Шахе располагалось множество черкесских аулов, которые непрерывно тянулись практически до его верховьев. После завершения войны, долина реки Шахе на пару десятилетий опустело.

Аул Наджиго.
Наджиго в переводе с адыгейского языка означает — «прибрежная долина», где ныджы — «прибрежный», и го трансформированное из къо — «долина». По другим данным, название аула произошло от адыгского мужского имени — Нэджыгу (Наджиг).
До 1864 года от места впадения Хамыштепе (Кумиштепе) в реку Макопсе, вплоть до её истоков располагался шапсугский аул, носивший названий Нажыгу или Нажыгучей
После завершения Русско-Кавказской войны, практически всё уцелевшее население аула, как и большинство других адыгов было выселено в Османскую империю. Несколько семьей из аула было переселено на Кубань в аул Хаджимукохабль (ныне станица Дондуковская).
К концу 1870-х годов, семьи переселённые в аул Хаджимукохабль, получили разрешение вернуться в родные края и были приселены к уже существовавшему аулу Псеушхо.
По этнографическим данным, в 1881 году часть из них перебралась на место бывшего аула, в долину реки Макопсе. Выше на одном из левых притоков реки находился заброшенный аул Малое Наджиго (адыг. Нэджыгужъый), которую возвратившиеся жители использовали для своих хозяйственных нужд.

Аул Хаджико.
Топоним Хаджико в переводе с адыгейского языка означает — «долина Хаджи», где Хьаджы — человек, совершивший паломничество в Мекку (а также имя собственное) и къо — долина.
До 1864 года место где нынче расположен аул Хаджико, как и вся долина реки Аше, была плотно заселена шапсугскими аулами. После завершения Русско-Кавказской войны фактически всё уцелевшее местное население было выселено в Османскую империю, за нежелание вхождения в состав России.
В 1865 году началось преследование, вытеснение и последующее выселение черкесов продолжавших скрываться в труднодоступных горно-лесистых местностях.
Для полного вытеснения горцев, было задействовано несколько Кавказских линейных батальонов. Один из таких войсковых частей было размещено в долине реки Аше. В 1869 году их гарнизон получил официальное наименование — «селение Александровское».
Точная дата основания современного аула Хаджико, достоверно неизвестно. В 1876 году сюда были высланы около 10 шапсугских семей из района реки Кудепста. Другая значительная часть нынешнего населения аула Хаджико, является потомками шапсугов, вернувшихся в конце 1880-х годов с низовья реки Кубань, где они ранее проживали в аулах Мезмай и Асртехабль. Вернувшиеся из Кубани шапсуги обосновали отдельные микрорайоны — Асарэтх и Мазмай, считавшиеся частью селения Александровское, в которое также входили расположенные выше аулы.

Аул Лыготх.
Лыготх (адыг. Лыгъотх) в переводе означает — «леденящего ветра хребет», что вполне обосновано исходя из локальных природно-климатических условий. Однако из-за того, что практически всё местное население было выселено из своей исторической родины, название многих топонимов при транскрипции было сильно искажено, и поэтому ныне существуют и другие теории относительно происхождения названия топонима.
Так кавказовед А. В. Твердый, изучавший топонимы Западного Кавказа, предполагает, что топоним восходит к адыгскому Лъагэтх — «высокий хребет», где лъагэ – «высокий» и тхы – «хребет». Также он выдвигал другой адыгский перевод топонима — Лъагъотх (хребет с тропой), где лъагъо – «тропа» и тхы - «хребет». Такое же название имеет один из горных хребтов на левобережье реки Аше.
По мнению К. Х. Мертухова, в основе названия топонима лежат адыгские слова — лыгъэ – «спаленный» и жъы – «старый», т.е. – «старое пепелище». Этого же мнение придерживается Дж. Н. Коков в книге «Адыгская (Черкесская) топонимия», приводя в пример название хребта Лыгажитх (адыг. Лыгъэжъытх — «старого пала хребет») в верховьях реки Аше.
До середины XIX века нижнее и среднее течение долины реки Аше занимал один из крупнейших аулов Черноморской Шапсугии — Лохотх или Лыготх, начинавшийся у устья реки и тянувшийся до 20 км вверх по течению, и состоявший из множество родовых кварталов (хабль).
После завершения Русско-Кавказской войныжители ашейских аулов разделили судьбу остальных черкесов и в большинстве своём были выселены в Османскую империю или уничтожены в результате военных действий.
В 1865 году для вытеснения и последующего выселения адыгов, скрывавшихся в труднодоступных горных ущельях и котловин, военной русской администрацией были сформированы специальные «летучие» отряды, которым часто приходилось вступать с ними в открытый бой.
В 1866-1874 годах борьбу с ними вело несколько Кавказских линейных батальонов, размещенных отдельными подразделениями в 16 пунктах побережья. Одна из таких частей была расквартирована в долине реки Аше, вблизи современного аула Лыготх. В 1869 году ашейскому гарнизону было присвоено наименование «селение Александровское».
В конце 1870-х годов, преследование горстки черкесов остававшихся в горах завершилось. После вывода русских войск, горцы получили разрешение на образование самостоятельных селений, но преимущественно вдали от моря. Началось постепенное возрождение шапсугских аулов в долине реки Аше

Аул Калеж.
«Калеж» в переводе с адыгейского языка означает «старый город», где къалэ — «город» и жъы — «старый». Топоним названия возможно связано с существовавшим в прошлом на правом, более возвышенном берегу реки Аше, крепостным сооружением средневекового времени, носившее у адыгов название — Калежтам (адыг. Къалэжътам — «возвышенность старой крепости»). Остатки этой крепости сохранились до сих пор.
Именно здесь, «от берега верст на одиннадцать», как утверждается в одном из русских военных документов середины XIX века, «гнездилась основная масса» населения долины Аше. Множество аулов было отмечено также выше слияния двух основных притоков реки Аше — Наужи и Бекишей.
После завершения Русско-Кавказской войны в 1864 году, практически всё уцелевшее местное население было выселено в Османскую империю. А остатки адыгов, продолжавших скрываться в труднодоступной горно-лесистой местности, преследовались и также выселяли либо в низовья Кубани либо в Османскую империю.
В 1865 году в Наужинской долине состоялось один из наиболее ожесточённых столкновений русских войск прочёсывающих верховья реки Аше и его притоков, и горцев продолжавших скрываться в горах. Пленных черкесов насильственно отправляли в Османскую империю или причисляли к станицам Шапсугского казачьего пешего берегового батальона, основанным на пространстве берега моря от Геленджика до Туапсе в 1864 году. В 1866-1874 годах схожие задачи выполняли войска Кавказских линейных батальонов, дислоцированные в средней и верхней части бассейнов главных рек побережья.
Нынешний населённый пункт был основан Высочайшим повелением от 4 декабря1869 года как селение Александровское Вельяминовского округа (Собр. пост. № 47745), на месте дислокации одной из рот батальона.
В 1874 году русские батальоны перестали преследовать скрывавшихся в горах черкесов и разрешило им осесть в горной зоне Причерноморского побережья. В селении Александровское начали селиться остатки вольных горцев, а также шапсуги вернувшиеся из аула Асретхабль (ныне станица Даховская).

Село Марьино.
Селение Марьино основано в 1869 году, как одно из мест дислокации Кавказского батальона царских войск, занимавшихся преследованием черкесов продолжавших скрываться в труднодоступных горных ущельях.

Аул Тхагапш.
Название аула в переводе с адыгейского языка означает — «Божьи воды». Из-за искажённости многих адыгских топонимов при транскрипции на русский язык, ныне существуют также и иные теории относительно происхождения названия аула.
Так согласно Дж. Н. Кокову, этимология слова Тхагапш, как и многие адыгские топонимы населённых пунктов, восходят к родовым фамилиям. Иначе говоря, Тхагапш в переводе означает «селение Тхагапшевых».
До прихода русских войск здесь был аул адыгов, выселенных после Русско-Кавказской войны в Османскую империю в ходе мухаджирства. В результате долина реки Псезуапсе опустело на несколько лет.
В 1866-1874 годах на горной поляне, называемой в русских источниках — Раушхатам (адыг. Раущхьэтам) и Божьи Воды, размещался штаб 1-го Кавказского линейного батальона и одна из его рот. Целью войск было полное и окончательное вытеснение из труднодоступных горных укрытий остатки черкесского населения.
В декабре 1869 года место расквартирования войск получила статус населённого пункта и стало официально именоваться селением — Божья Вода. Такое название местности произошло от аналогичного адыгского названия местности, которые считали родниковую воду бьющей из под одной из местных гор священной.
В 1872 году в селе уже проживало 345 человек, в основном военные и их семьи. В 1880-х годах войсковые роты были расформированы, после чего служившие в нём люди оставили село и ушли.
 
По теме
28 марта 2024 года в Блечепсинской модельной библиотеке Кошехабльскоо района совместно с МБОУ «СОШ» № 5 для читателей состоялся краеведческий вечер-познание «Адыгский поэт и прозаик Киримизе Жанэ»,
18, 19, 20 апреля в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся показы спектаклей Белгородского государственного театра кукол.
28 марта 2024 года в 9:30 и 10:30 состоялся показ выездного кукольного спектакля «Бука - вредный заяц» по пьесе Михаила Супонина театра кукол «Золотой кувшин» Концертного объединения Республики Адыгея в детском саду №24
В апреле 2024 г. в Филармонии Концертного объединения Республики Адыгея в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся гастроли Белгородского государственного театра кукол.
5 апреля 2024 г. в 18:00 в Большом зале Филармонии Концертного объединения Республики Адыгея пройдет мюзикл для детей «Сказка о времени» Камерного музыкального театра Республики Адыгея им.
Яркая, талантливая, настоящая! Других слов по отношению к Аминат Казбековне, этой замечательной исполнительнице, прекрасной женщине, магниту, своим добродушием и положительной энергетикой притягивающему к себе людей, не найдется.
Они трудятся, когда другие отдыхают, они щедро делятся богатством своей души и дарят радость прикосновения к прекрасному.
Благодаря вступлению в национальный проект «Культура», начиная с 2019 г. 13 муниципальных библиотек Республики Адыгея успешно модернизированы и получили статус библиотек нового поколения.
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор