Фото: www.natpress.net
Освоение Кавказских земель Османами, начатое в 1475 году, продолжалось десятилетиями. Кавказские народы упорно сопротивлялись туркам, отбивая многочисленные их набеги. Одним из таких народов на Кавказе были адыги (черкесы*), которые к концу XV в массе своей были не мусульманами.
Будучи искусными воинами и храбро сражаясь на поле боя, черкесы привлекли внимание военных специалистов Османской Империи, для пополнения рядов Янычар** горцами. Элитным пехотно-конным войскам Янычар, постоянно требовались иноверцы, в совершенстве владеющие мечом и ездой на конях. После освоения турками земель черкесов (адыгов), для горцев начинается новая история в Исламском Мире.
Через десятилетия служб в разных организациях «Новой Родины» (для мужчин – в Янычаре; для женщин в Гаремах***), черкесы начинают занимать важные должности в военных и гражданских сферах Империи. Некоторые черкески становились женами Султанов, таким образом, в жилах будущих наследников Османской Империи текла и Кавказская кровь Черкесов.
Особенно успешно проявляли себя черкесы в военных и административных делах, занимая высочайшие должности своего времени. К примеру, по историческим турецким данным черкесы в разные времена занимали следующие должности:
Великие Везиры (Садразамы) в разных областях Империи.
- Oздемир Оглу Осман Паша (1527-1585);
- Девриш Мехмет Паша (1585-1655);
- Черкес Ахмет Паша (?-1625);
- Сийавуш Паша (?- 1662);
- Мелек Ахмет Паша (?-1662);
- Нишанджы Сулейман Паша (?-1715);
- Палабыйык Хасан Паша (1715-1790);
- Меууит ХасанПаша(?-1810);
- Хусрев Ходжа Мехмет Паша(1776-1885);
- Тунуслу Хайреттин Паша (1819-1890);
- Махмут Шевкет Паша (1856-1913);
- Салих Хулиси (1864-1939).
Также черкесы занимали посты;
Шейх -уль-Ислама –высшая религиозная должность;
Везиров (министров) – более 250 чел.
Адмиралов, Маршалов – около 100 ч.
Послов, командиров Кавалерий - 450 ч.
Женами Султанов и Шехзаде (сыновья Султанов) становились десятки черкесок в разные годы.
В 1864 году после поражения турков на Кавказской войне от Российской Империи, черкесы (адыги) массово начали переселяться (стали мухаджирами) в Османскую Империю. В связи с этим, в Турции проживает самая большая диаспора черкесов (3-5 млн), численность которой больше, чем в самой Карачаево Черкесской Республике и Адыгее.
Благодаря военному и культурному влиянию черкесов, в обиход турецкого народа вошли следующие выражения: «черкесские сладости», «черкесская соль», «черкесский перец», «черкесская невеста», «черкесский парень», «черкесская девушка», «черкесская одежда». В Стамбуле даже есть район «Cerkeskoy» (Черкесское село).
В настоящее время слово «черкес» напоминает туркам о былой славе Османской Империи, о ее традиции и о подвигах блестящих полководцев черкесов, которые прославили Кавказ на весь Мир.
Черкесы* именно так принято называть в Турции адыгов, черкесов, кабардинцев, абазинов и другие Кавказские народы.
Янычар**- элитная пехота в Османской Империи в 1365-1826 гг. В Янычары принимали иноверцев, позднее приняв Ислам и пройдя лучшую военную школу, становились видными военными Империи.
Гарем***- закрытая часть дворца, в которой жили жены и невольницы Султанов. Гарем был не только женским «домом», но и школой, лицеем и ВУЗом тех времен. Гарем оставался практически единственным способом получения образования невольницами, с последующим освобождением от рабства.
-
Загрузка...
Источник: Информационное агенстсво НатПресс
23.10.2018 03:10