Фото: www.natpress.net
Несуществующая сегодня этноконфессиональная группа черкесского народа, распространённая в средние века в Зихии (Черкесии), а также в генуэских колониях в Северном Причерноморье. В XII веке на Кавказе появились первые католические миссионеры. В 1261 году, после того как Византия разрешила селиться здесь генуэзцам, на побережье Крыма и сегодняшнего российского Чёрного моря стали возникать генуэзские колонии. В своих колониях генуэзцы строили католические храмы. Центром миссионерской деятельности Католической церкви в данном регионе стал город Каффа (сегодня Феодосия). На черноморском побережье Кавказа в средние века существовало около 40 селений генуэзцев, самыми большими среди которых были Матрега (сегодня Тамань), Мапа (сегодня Анапа), Батияр (сегодня Новороссийск) и Копа (сегодня Славянск-на-Кубани).
Этнографическая группа френккардашей возникла в результате миссионерской деятельности Католической церкви и смешанных браков жителей генуэзских колоний черноморского побережья с местными жителями. Своё название данная этнографическая группа черкесов получила от католических монахов-францисканцев, которые занимались миссионерской деятельностью в Зихии в XIII-XV веках. По своей религиозной принадлежности френккардаши были католиками.
В XIV веке на Таманском полуострове была образована Матрегская католическая епархия, епископом которой был черкес. В 1330 году в католицизм были обращены некоторые черкесские князья. Католиком был адыгский князь Миллен (Верзахт). С ним Папа Римский поддерживал связи с 1329 по 1333 год. В 1346 году в Зихии первым католическим епископом был назначен францисканец Иоанн. В 1349 году адыг Жан де Зики был произведен Папой Римским в сан архиепископа.
Кафинский префект Генуэзской республики Д’ Асколи послал к адыгам миссионера Д. де-Лукка, которому адыгская аристократия оказала почтение и согласилась принять католических миссионеров. По словам Д’Асколи, у адыгов (черкесов) не было церквей и священников. Их шогены, научившись немного читать по-гречески, исправляли у черкесов духовные требы христианских обрядов.
В 1475 году Каффа была взята турками. Постепенно турки завладели остальными генуэзскими колониями черноморского побережья. Влияние Католической церкви при турецком владычестве стало постепенно ослабевать. Общины френккардаши оставались без попечения католических священников: часть уехала в Геную, остальные растворились в местном населении.
Последнее надгробье старого кладбища с надписями на итальянском языке (местное название Френк-мезарлык - кладбище франков) датировано 1685 годом.
К концу XVII века потомки генуэзцев и френккардаши растворились среди местного христианского населения, переняв язык и религию, и через век они были выселены в Приазовье как крымские греки (румеи и урумы), после русско-турецкой войны 1768-1774гг.
(Католическая энциклопедия, т. II, изд. Францисканцев, М., 2005, с. 1335).
Источник: Информационное агенстсво НатПресс
13.06.2018 09:42