КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ В КОНТЕКСТЕ ОБРЯДОВОИ? КУЛЬТУРЫ АДЫГОВ

Фото: www.natpress.net



Ведущим мотивом адыгских колыбельных песен является прогнозирование достои?нои? будущеи? жизни ребенка.
Сюжеты песен, посвященные мальчикам, являются наиболее полными. В них сосредоточена вся картина будущеи? достои?нои? жизни ребенка, которая представлена через образ идеального героя.
У адыгов появление на свет мальчика было большои? радостью и надеждои? не только для родителеи?, но и для всего общества, поскольку на него смотрели как на будущего защитника народа. Как отмечает З. М. Налоев, «подавляющее большинство их (колыбельных песен. – Ш. М.) посвящено мальчику, ибо мальчик – это будущии? воин и кормилец, и продолжатель рода». Это подтверждают тексты колыбельных песен, привлеченных к исследованию.
В колыбельных песнях, посвященных мальчикам нами выделено несколько мотивов:
благопожелания, адресованные родителям: уянэу укъэзылъфым дышъашъхьэр шIобгъакIи (мать, родившая тебя, обрела золотую голову);
благопожелания ребенку: о бгъэшIэщтым Пегъымбарышхор кIэлъэIуа, сикIэлэхъум есIолIагъэхэр къехъулIа (долголетия для тебя Пророк просит, да сбудется то, о чем я прошу Бога);
наставления старших: дунэе нэфым зафэу укъытехь, узхэты цIыфхэм пащэу уафэхъу (ты на белыи? свет справедливым явился, будь предводителем, как вырастешь, сделаи? добро для своеи? матери);
повседневная героическая жизнедеятельность идеального героя. Если предыдущие три мотива являются вспомогательными, то этот мотив – основнои? и наиболее разработанныи?. В соответствии с миропониманием адыгов, идеальным героем является мужественныи?, бесстрашныи?, щедрыи? воин – защитник Отечества.
Образ искусного, удалого воина актуализируется следующими формулами: Iэпхъуамбэ пIащэщ, шэ пIащэрыуэщ, зэуэмэ щремыуэхъу, зытехуэр иремыхъуж (крупнопалыи?, крупными стрелами стреляющии?, стреляя, да не промахнется, в кого попадет, [тот] да не выживет). Наездник так часто находится в седле, что стремя его «огъу мазэу мэшIэта» (Как луна сверкает).
Бесстрашие, храбрость являются надежными спутниками воина во время битвы: ежьыр къэлэжъыешъы, заом фэшъэджашъа. дзитIум макъэр зашъыкIэ, зышъор зэмыкIокIа (он сам – крепость малая, в вои?не – великан, как сразятся два вои?ска, кто не теряет присутствия духа).
Идеальныи? герои? песен не ведает страха, он – стои?кии?, отважныи?: пхъэжъ машIоу мэустхъуи, орэда, пыустхъукIрэм цIыфыбэ егъэубзи, орэда (разгорается словно пламя от старои? древесины, чьи искры летящие заставляют врагов трепетать).
Центральныи? герои? колыбельных песен не только отважныи? герои?. Он – ответственныи? предводитель вои?ска: шыупэшэсышъы, шIэхы дэдэу зефапа (он – предводитель, и раньше всех собирается в путь). За ним следуют его боевые соратники, потому что он – надежныи?, ему доверяют: тхьам къыгъэшIыгъэ цIыфыр ишыуж къырэкIуи, орэда. «нэкIу» – аIошъы ращажьи, орэда а, зигукIодыгъомэ, нынэ, а, уряпкъэушку (все люди идут за ним, «пошли» говорят и его берут с собои?, кто растерялся, упал духом, для них он – великая опора).
Предводитель своеи? доблестью вызывает интерес у окружающих. В песнях часто называется конкретныи? род, представителем которо- го он является. Например, «кIэлэнагъор – Бэрэтармэ япIургъашIу» (кареглазыи? мальчик – Беретаревыми лелеяныи? воспитанник). Люди преклоняются перед ним: дышъэкор къарерэгъачъэшъ, чъэритIор къыкIарегъашI, шыуминэр уишъхьагъырытэу, шыушъитфэр уиIо- фытабгэу, пэчъахьым узэрещ (золотую карету кто заказывает, двух вороных кто запрягает, тысяча всадников в чьем сопровождении, пятьсот всадников чьи посыльные, сам царь в чьем услужении).
Воин в колыбельных песнях адыгов немыслим без его верного друга – самого быстрого, сильного, надежного коня: Дышъэ нахъутэ тедзагъ (Золотая уздечка накинута на нем).
Вместе со своеи? воинственностью, идеальныи? герои? песен облада- ет и такими качествами, как щедрость, доброта, внимание к родным, близким: къыдэхьажьымэ си Аслъаныр пчъэIушхуа, уипчъэIушхоми хъазынэшхор щагощи (по возвращении моего льва его двор большои? наполняется людьми, во дворе большом раздают большие чудеса). Он – опора для семьи и людеи?: уятэ иунэшхом тыгъэу укъыщепсы, дышъэ осэпсышъы жъуакъом утехи, чылэу узыщапIурэм ущып- къэушхуи (в большом родительском доме ты как солнце светишься, золотои? росои? на воспитательницу свою спадаешь, для аула, где тебя воспитывают, ты – опора великая).
Заслужив доброе имя и славу, воспитанник благополучно возвращается, что является великим благом для сородичеи?: уишыупэшэсым сэшхор къытфещэжь, укъызыдэхьажьыкIэ ухьаблэгъэчэф (воин из твоего авангарда везет нам твою саблю, твое спешивание в родном доме – радость для односельчан).
Таким образом, как показало исследование, в материнском фольклоре адыгов объективируется два типа колыбельных песен: импровизированные песни (цэпэ орэдхэр), состоящие из однои? мелодии или из отдельных, периодически повторяющихся междометии?ных выражении?, и собственно колыбельные песни, имеющие многоплановыи? сюжет. Колыбельные песни приурочены к обряду укладывания ребенка в колыбель и хранят общественно значимую этническую информацию. Модель будущеи? жизни ребенка актуализирован на двух уровнях: непосредственно через благопожелания старших, предрекающих счастливую безоблачную жизнь и опосредованно через жизнеописание идеального героя, которыи? предстает в песнях как доблестныи? воин, защитник своего рода и своего Отечества.

М. А. Шхабацева
 
По теме
17 января 2019 г. в Министерстве культуры Республики Адыгея состоялось совещание с начальниками управлений культуры муниципальных образований Республики Адыгея: А.Е.
18.01.2019
 
Краски  «Зимних мотивов» - Газета Майкопские новости В Картинной галерее РА на открывшейся выставке «Зимние мотивы»   представлены работы 46 авторов из фондов галереи и из личных коллекций художников республики.
18.01.2019
В мае этого года исполнится 60 лет главному мемориальному комплексу Майкопа «Памяти павшим».К юбилею мемориал ждет серьезная реконструкция.
18.01.2019
 
В период с 08 по 10 апреля 2019 года в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» состоится XII сессия Российско-Арабского Делового Совета (далее-РАДС) и IV Международная выставка «Арабия-ЭКСПО»,
18.01.2019
Федеральной службой безопасности Российской Федерации на территории Адыгеи, Краснодарского края и Дагестана пресечена деятельность управляемой с территории Сирии законспирированной ячейки,
21.01.2019 Советская Адыгея
В Адыгее 46-летний экс-сотрудник полиции предстанет перед судом по обвинению в фальсификации доказательств и покушении на мошенничество, сообщили в пресс-службе следственного управления следкома по Адыгее.
18.01.2019 Советская Адыгея
Сотрудниками службы собственной безопасности МВД по Адыгее и управления ФСБ России по региону проведены мероприятия, в результате которых задержаны двое инспекторов ГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Адыгейский».
17.01.2019 Советская Адыгея
Краски  «Зимних мотивов» - Газета Майкопские новости В Картинной галерее РА на открывшейся выставке «Зимние мотивы»   представлены работы 46 авторов из фондов галереи и из личных коллекций художников республики.
18.01.2019 Газета Майкопские новости
В мае этого года исполнится 60 лет главному мемориальному комплексу Майкопа «Памяти павшим».К юбилею мемориал ждет серьезная реконструкция.
18.01.2019 Газета Майкопские новости
Международный фестиваль адыго-абхазских театров «Кавказский меловой круг» пройдет с 22 по 28 апреля в столице Адыгеи и будет посвящен Году театра, сообщили в Министерстве культуры республики.
17.01.2019 Советская Адыгея
Глава Адыгеи Мурат Кумпилов провел рабочую встречу с президентом федерации тяжелой атлетики РФ Максимом Агапитовым.
18.01.2019 Газета Майкопские новости
Взбодриться после новогодних праздников можно завтра, ведь именно 20 января отмечается Всемирный день снега и одновременно  Международный день зимних видов спорта.
18.01.2019 Газета Майкопские новости
На планерном заседании Кабинета министров РА рассмотрены вопросы социального блока - Исполнительные органы государственной власти Дальнейшую цифровизацию региона обсудили сегодня на планерном заседании Кабинета министров РА под председательством Главы Адыгеи Мурата Кумпилова .
21.01.2019 Исполнительные органы государственной власти