Мифологический лес Тхачег реально существовал в Адыгеи

Мифологический лес Тхачег реально существовал в Адыгеи
Фото: www.natpress.net

Существует несколько вариантов Шъыпкъишъ, зафиксированных под разными названиями: «Джаболэтыжъым иорэд» (Джамболета старого песня), «ШэкIо орэд» (Охотничья песня), «МэзлIыныкъу» (Лесной получеловек), «Адыгэ гущыIэжъ» (Адыгские пословицы), «Пэсэрэ орэдыжъ» (Древняя песня), «ТхьэчIэгъ мэз» (Тхачег-лес), «КIэлэцIыкIумэ абзэ къутэным пае къафаIорэ орэд» (Детям, чтоб их язык развязался, исполняемая песня» и др. Все они отличаются друг от друга лишь небольшими разночтениями. Для нас важен факт, что один из них называется «ТхьэчIэгъ мэз». На наш взгляд, это подчеркивает связь Шъыпкъишъ с сакральным пространством Тхьэч1эгъ и свидетельствует о том, что одной из многочисленных функций «ста истин» является хранение и трансляция духовных знаний, в том числе и связанных с этим пространством.

ТхьэчIэгъ мэз упоминается еще в нескольких народных песнях, собранных за рубежом Шабаном Кубовым. Все они сочинены абадзехами, покинувшими родину, и посвящены трагическим событиям Кавказской войны. К примеру, в песне «Хэкужъым игъыбз» (Песня-плач о старой Родине) есть такие строки: «Тхьэч1эгъ мэзым зэлъыч1эхьажьхэзи, Хьаджырэт-заори щаш1ыжьы» (В Тхачега лес уйдя, Хаджиретов (абреков) войну там учинили). Другая песня, называемая «Тхьэч1эгъ» (Тхачег), начинается со слов: «ТхьэчIэгъ мэзэу тызыIусыгъэм, Урысыдзэм тэ тыкъыIуефи...» (От леса Тхачег, где мы проживали, Русское войско нас прогоняет…). В песне «Шихьит машэм игъыбз» (Песня-плач над могилой шахидов) поется: «Абдзахэр ТхьэчIэгъ мэзым къызычIафым лыер къыщышIи…» (Абадзехов, когда изгнали из леса Тхачег, несчастье их постигло…). Как мы видим, в песнях поется о каком-то ТхьэчIэгъ мэз, где жили абадзехи, куда уходили они для последнего боя и где остались могилы их героев, но точно не указывается, где он находился. Лишь по рекам, упоминаемым в них – Фэрзашъхьэ (верховье р. Фарс), Псыфыр (р. Псефир, приток р. Фарс), можно примерно определить его местонахождение.

Предположение о том, что большой лес Тхачег реально существовал и находился в верховьях рек Фарс и Псефир подтверждается еще одним микротопонимом ТхьэщIагъ гъогужъ (Старая дорога в Тхашаг), относящимся к окрестностям аула Ходзь (Кошехабльский район). Это название не зафиксировано в топонимических словарях, но, как пишет историк аула А.Х. Афашагов, так называется дорога из аула Ходзь, которая проходит через ст. Костромскую, на р. Псефир, (Мостовской р-н Краснодарского края) и ведет в большой лес.

Другие ориентиры относительно ТхьэчIэгъ мэз (лес Тхачег) обнаружены нами в рукописном архиве АРИГИ, где хранятся более 20 воспоминаний старожилов аулов Егерухай, Хачемзий, Кошехабль, Ходзь, Блечепсин и Джеракай, записанные в 1939-40 гг. Р. Хасановым. Они принадлежат в основном представителям абадзехов, абазин, егерухаевцев и беглых кабардинцев и повествуют об истории их семей, о том, где раньше жили их предки и куда были переселены после окончания Кавказской войны. Обращает на себя внимание тот факт, что каждый из информаторов, указывая родину своих предков – хэкужъ (старая родина, пепелище), называл местность ТхьэчIэгъ (Тхачег). В текстах иногда даются указания, где располагался их родовой аул, что позволяет предположить примерное местонахождение леса Тхачег. Так, Берзегов Осмен из а. Хачемзий рассказывал: «Сятэ къызщыхъугъэр ТхьэчIэгъ (Тхьэщип). Курджипс – Шъхьэгуащэ Iусыгъ. «Мой отец родился в Тхачеге (Тхашип). Это находится между Курджипсом и Шхагуаше (Белая)». Берзегов Якуб из а. Хачемзий вспоминал: «Тихэкужъ – Бэрзэджхьабл (ТхьэчIэгъ – ст. Тульскэм дэжь)». «Наша старая родина – аул Берзеджхабль (Тхачег – возле ст. Тульской)». Беданоков Шеретлук из а. Джеракай указывал: «Сятэ ятэ къызщыхъугъэр Абдзэхэ хэгъэгу (ТхьэчIэгъ)». «Отец моего отца родился в Абадзехии (Тхачег)», или он же пояснял: «Мэхъошхэр ТхьэчIэгъ Iупэ Iусыгъэх». «Махоши жили у самого края Тхачега». Дзыбов Наху из а. Егерухай говорил: «ТхьэчIэгъ къычIэкIыжьи Еджэркъуае къызэтIысхэм…». «Когда они покинули Тхачег и поселились в Егерухае…». В текстах упоминаются и другие топонимы, находившиеся в Тхачеге: МэшIодз хэкужъ (Мафедзевых старая родина, пепелище, за ст. Тульской, совр. Махош поляна), ШкIэжъыхъу лъап (подножие Шкежуха, за рекой Ходзь) и др.
 
По теме
Ежегодно благотворительный фонд «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ» (далее — «Фонд») проводит всероссийскую акцию «КРАСНАЯ ГВОЗДИКА» (далее — «Акция»),
28 марта 2024 года в Блечепсинской модельной библиотеке Кошехабльскоо района совместно с МБОУ «СОШ» № 5 для читателей состоялся краеведческий вечер-познание «Адыгский поэт и прозаик Киримизе Жанэ»,
18, 19, 20 апреля в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся показы спектаклей Белгородского государственного театра кукол.
28 марта 2024 года в 9:30 и 10:30 состоялся показ выездного кукольного спектакля «Бука - вредный заяц» по пьесе Михаила Супонина театра кукол «Золотой кувшин» Концертного объединения Республики Адыгея в детском саду №24
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор