Нурбий Ловпаче: мир творца

29  Мая  2012

Археологу, художнику, искусствоведу Нурбию Газизовичу Ловпаче — 75 лет

Дорога жизни Нурбия Ловпаче извилиста, с крутыми поворотами. Родился он в Грозном, в семье кадрового офицера Газиза Псеуновича Ловпаче. Отец погиб в Великую Отечественную войну. Нурбий учился в школе станицы Архонской Северо-Осетинской АССР. Затем были учеба в Вольском авиатехническом военном училище, служба в авиаполку. После демобилизации работал в геологии и культуре.

В 1964 году переехал на родину отца — в Адыгею. Кем только ни пришлось ему работать: слесарь, экскаваторщик, методист Дома народного творчества, преподаватель педучилища, госпединститута, научный сотрудник сектора археологии Адыгейского научно-исследовательского института экономики, языка, литературы и истории, руководитель научного отдела Северо-Кавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока. С 2007 года возглавляет сектор археологии АРИГИ.

В 1967 году окончил искусствоведческий факультет Ленинградского художественного института имени И.Е.Репина. В 1982 году в Институте истории, археологии и этнографии АН Грузинской ССР защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Художественная керамика средневековой Адыгеи».

Женат, трое детей.

Накануне юбилея мы беседовали с Н.Г.Ловпаче.

— Нурбий Газизович, почему своей профессией вы избрали археологию и что выше всего цените в археологе?

— После окончания института я понял, что все самое сильное в искусстве адыгского народа сокрыто землей. Чтобы вскрыть эту красоту прошлого, нужна археология. А в археологе я ценю фанатичную преданность науке, честность (политическую неподкупность), способность к обостренному эстетическому чувствованию. Идеалом для меня является Николай Рерих — археолог, художник, историк и искусствовед, а из недалекого прошлого — Петр Дитлер.

— Я слышал много доброго о вас как о ведущем археологе Адыгеи. Что нового вы открыли в республике?

— Великого, сенсационного, пожалуй, ничего. Но некоторые открытия по разным эпохам сделал. Например, Псекупский вариант Майкопской культуры с гончарными печами III тысячелетия до н.э.; энеолитический пещерный городок Унакоза с его жителями IV—V тысячелетий до н.э.; Усть-Сахрайский мегалитический некрополь второй половины IV тысячелетия до н.э.; десяток петроглифических надписей, которые с меотскими «таблетками» образуют древнее и средневековое письмо Адыгеи. Но самое важное — иероглифическое письмо на меотских «таблетках» из древней библиотеки в Нечерезие. Еще как-то представил «Древний Майкоп».

— Адыгея — клад для изысканий археологов. Мне приходилось слышать разговоры о необходимости повышения темпов и качества археологических работ на территории республики. Несколько лет назад в числе пятнадцати журналистов России, прошедших отборочный конкурс, я побывал в Швеции. Там немало курганов. Но как нам рассказали, археологи раскопали только два из них: один большой и один малый. Находки передали в музеи и научно-исследовательские центры. Остальные курганы нетронутыми оставлены потомкам, будущим археологам и ученым страны. Скажите, Нурбий Газизович, так ли уж нужна интенсификация полевых археологических исследований в Адыгее?

— Я сомневаюсь в необходимости форсирования полевой археологии. Было бы лучше остановить всякие раскопки — и профессиональные, и кладоискательские — и заняться тщательным изучением, обработкой и публикацией добытой информации.

— Вы стали настоящим художником, для многих это явилось неожиданностью.

— Рисовать я люблю с детства и стал художником по призванию. Но, чтобы дойти до признания, пришлось стать искусствоведом, а затем и археологом.

— Мне понравилась ваша живописная работа «Испыун великий — хранитель истории искусств». Она заставляет задуматься... А какие свои работы вы считаете наиболее удавшимися?

— Пожалуй, ту, которую вы сейчас назвали. Она самая большая, неплохо, на мой взгляд, исполненная в цвете и самая познавательно-информативная. Также я бы назвал «Археологию и мифологию» с портретом адыгского археолога М.К.Тешева, «Триалог культур», «Сахрай туаче», «Последний зеко Газиза» (о гибели отца).

— А где находятся ваши работы?

— Одна — в Северо-Кавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока, остальные — в моей личной коллекции.

— Я знаю, что мы их увидим в сентябре.

— Да, в сентябре все эти и другие работы, кроме «Испыуна великого...», будут представлены на моей персональной выставке.

— Нурбий Газизович, в чем вы видите смысл труда художника?

— Из научно-патриотических соображений, если можно так сказать, я занимаюсь прикладным искусством, то есть изображаю для истории то, что мне удалось увидеть под землей, не видимое ходящим по ней. Иначе говоря, занимаюсь в искусстве реконструкцией истории. Но в общем, по моему мнению, художник не должен изображать то, что видят все, то есть копировать действительность. Этим занимаются другие виды искусства и лучше всех — фотография.

— Как вы пришли к исследованию работ мастеров кисти Адыгеи?

— В 60-е годы прошлого века к публикациям в «Адыгейской правде» и «Социалистическэ Адыгей» меня как первого искусствоведа Адыгеи привлекала заведующая отделом культуры «АП» Светлана Кондратенко. К настоящему времени у меня накопилось около сорока очерков о художниках и мастерах декоративно-прикладного искусства, опубликованных в газетах, книгах и буклетах (каталогах). Думаю, что эти материалы могли бы составить основу антологии изоискусства Адыгеи.

— Ваши искусствоведческие познания помогают вам в занятиях живописью?

— Мешают!

— Вот как! Почему?

— Потому что ограничивают рамками академической школы, построенной на европейском натурализме. Потому я пытаюсь писать по принципам вообразительного искусства Востока.

— Каковы ваши профессиональные интересы сегодня и планы на будущее?

— Как археолог думаю осуществить реконструкцию и музеефикацию Майкопского кургана Ошад и древней Майкопской пытапэ (твердыни). Как художник стремлюсь к пока воображаемой Кавказской художественной школе живописи, опирающейся на традиции северокавказского декоративного искусства. Как искусствовед мечтаю создать творческое содружество молодых художников Адыгеи на товарищеских началах.

— Спасибо за беседу, Нурбий Газизович. В эти дни со знаменательным юбилеем вас, талантливого археолога, живописца, искусствоведа, многолетнего автора «Советской Адыгеи», поздравляют родственники, друзья, коллеги, читатели газеты. Коллектив «СА» присоединяется к этим поздравлениям, желает здоровья и осуществления ваших замечательных планов.

 

Источник: газета "Советская Адыгея"

 

 
По теме
Теучежская межрайонная прокуратура провела проверку по обращению местной жительницы по факту невывоза мусора ООО «ЭкоЦентр», являющимся региональным оператором.
Прокуратура Майкопского района в ходе изучения административных материалов местной административной комиссии установила ряд лиц, не оплативших в установленный законом срок назначенный им административный штраф.
Прокуратура Адыгеи приняла меры по защите жилищных прав девушки из числа детей-сирот - ИА Адыгея Сегодня Фото: Прокуратура Республики Адыгея Прокуратура Тахтамукайского района принимает меры по защите жилищных прав девушки из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ИА Адыгея Сегодня
Антимонопольная служба проверила госзакупку Картинной галереи в Адыгее - ИА Адыгея Сегодня Фото: Алексей Гусев Адыгейским УФАС России проведена внеплановая проверка на соответствие требованиям закона о контрактной системе аукциона на приобретение аппарата для продажи сувениров.
ИА Адыгея Сегодня
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор