"Лицо" в контексте представлений о моральной идентичности

Фото: www.natpress.net



"У многих - практически у всех - народов мира лицо служит общим выражением моральной идентичности, вовлекается в процесс личностной и публичной самопрезентации (Goffman 1955; Thelin 1986). К примеру, у англичан, так же точно как у адыгов действовать, не считаясь с лицом, - значит грубо нарушить правила морали, бросить вызов обществу. Каждый англичанин, по словам М. Аргайла, ведет себя в соответствии с представлениями о лице и стремится внушить эти представления окружающим.
В адыгской культурной традиции практикуется разделение моральной идентичности на интраидентичность - "мое лицо" (си напэ) и интеридентичность - "наше лицо" (ди напэ), т. е. "лицо" референтной группы или общности.
Интраиндентичность фиксирует индивидуальный аспект образа Я, она связана в первую очередь с самоконтролем, с внутренним взглядом на себя, на свое место и предназначение. Это наиболее полное выражение совести, ее, так сказать, визуализация и материализация. В практическом сознании лицо выполняет роль "датчика", фиксирующего нравственные параметры и ориентиры собственных поступков, действий, образа жизни в целом. "Зашкаливание" датчика - сигнал тревоги, несовместимости того или иного действия с лицом, с совестью. Отсюда упоминавшиеся ранее сентенции типа: Си нэгу схуигъахуэркъым - "В мое лицо не могу вместить". Они указывают на факт или реальную опасность разрушения индивидуально своеобразных и хорошо устоявшихся нравственных опор личности - личностной моральной идентичности или личностного морального кода.
Таким образом, совесть - это основа самоидентификации. Э. Фромм не зря определял ее как голос, зовущий человека к самому себе, говорящий, что он должен делать, чтобы стать самим собой. Другое дело, каковы конкретные параметры личностного кода и соответственно каковы действия, которые, по мнению индивида, может или не может "вместить" его лицо. Двойные стандарты в отношениях с людьми могут восприниматься одним человеком как совершенно неприемлемые, а другим - как естественные, не нарушающие его моральной определенности и идентичности...
...Идентичность, как правильно отмечает Е. Воровски, по сути своей диахронична, хотя логически может рассматриваться и как точка во времени (Borowski 1976). Кстати, и в синхронии возможна определенная динамика или сукцессивность, когда, к примеру, различается моральная идентичность в области политики и в сфере отношений с близкими друзьями.
Однако не может быть и речи о вполне свободной идентичности, размывающей границы Я - концепции. Стабилизирующим, сдерживающим фактором выступает наряду с совестью стыд. В системе адыгской этики это прежде всего социальное чувство, являющееся отражением коллективного мнения - социального морального кода. Поэтому адыгская духовно-нравственная культура тяготеет к коллективистским культурам, базирующимся на Мы-идентичности. Япония и Китай - типичные примеры господства или преобладания такой культуры. Можно добавить к этому, что, так же как у многих других народов Востока, у адыгов моральная идентичность имеет высокую степень корреляции с этнической идентичностью. Иными словами, моральное Я личности ассоциируется во многом с ее этническим Я, то есть с "лицом", честью и совестью нации - адыгэ напэ.
Все это свидетельствует лишний раз о том, что "лицо" является социальным механизмом, обеспечивающим внутреннее соответствие и гармонию представлений личности о себе, о своих связях и отношениях с внешним миром."

"Адыгская этика"
Бгажноков Б. Х.
 
По теме
В минувшую пятницу в столице Адыгеи прошел региональный фестиваль «Возвращение к истокам — путь к возрождению».
13.11.2018
Талантливую молодежь из разных регионов России в четвертый раз собрал в столице Адыгеи всероссийский фестиваль молодых дизайнеров «Этномода».
13.11.2018
 
В Адыгее открылся фестиваль «Этномода» - АГУ Торжественно и празднично прошла в концертном зале государственной филармонии Республики Адыгея церемония открытия IV Международного фестиваля молодых дизайнеров «Этномода».
12.11.2018
mashtakh.jpg - МВД Республики Адыгея В отдел МВД России по Тахтамукайскому району поступило сообщение о том, что в поселке Яблоновском из автомобиля, передвигающегося в составе свадебного кортежа, производятся выстрелы.
15.11.2018 МВД Республики Адыгея
Суд признал право собственности несовершеннолетних детей на 1/2 долю жилого помещения Прокуратура Майкопского района проверила исполнение требований законодательства о дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей.
02.11.2018 Аргументы и Факты
Талантливую молодежь из разных регионов России в четвертый раз собрал в столице Адыгеи всероссийский фестиваль молодых дизайнеров «Этномода».
13.11.2018 Газета Майкопские новости
В минувшую пятницу в столице Адыгеи прошел региональный фестиваль «Возвращение к истокам — путь к возрождению».
13.11.2018 Газета Майкопские новости
Участниками фестиваля «Кубань театральная» станут три культурных учреждения Адыгеи – Национальный театр имени И.Цея, Камерный музыкальный театр имени А.Ханаху и Русский драматический театр имени А. Пушкина.
09.11.2018 Советская Адыгея
mashtakh.jpg - МВД Республики Адыгея В отдел МВД России по Тахтамукайскому району поступило сообщение о том, что в поселке Яблоновском из автомобиля, передвигающегося в составе свадебного кортежа, производятся выстрелы.
15.11.2018 МВД Республики Адыгея
Глава Адыгеи и руководитель ОД «Адыгэ Хасэ-Черкесский парламент» обсудили вопросы дальнейшего взаимодействия - Исполнительные органы государственной власти В Доме правительства республики состоялась встреча Главы Адыгеи Мурата Кумпилова с председателем ОД «Адыгэ Хасэ-Черкесский парламент» Рамазаном Тлемешоком.
14.11.2018 Исполнительные органы государственной власти
Сотрудниками подразделения дознания межмуниципального отдела МВД России «Адыгейский» возбуждено уголовное дело в отношении 31-летнего жителя Теучежского района.
14.11.2018 МВД Республики Адыгея