Наступление Рождества на Юге России всегда символизировало начало целой череды праздников — Святок, которые длятся двенадцать дней, — до Крещения. Святочные обычаи на Кубани впитали в себя многое как из украинской, так и из великорусской традиции.
Святки отмечались примерно одинаково по всей кубанской земле. В станицах и хуторах вводился запрет на работу и соблюдался довольно строго. Люди ходили друг к другу в гости, катались на санях, устраивали молодежные гулянья. Во многих станицах (в основном в линейных) популярны были кулачные бои, так называемые «кулачки».
Последний день Рождественского поста называется сочельником. Утром 7 января, когда еще видна была на небе «утренняя звезда», и до колокольного звона (до утренней литургии) группы мальчишек, парней и мужчин со «звездой» из сита и прутьев, обклеенных бумагой, со вставленной внутри зажженной свечой ходили по домам и славили Христа, исполняя рождественский тропарь «Рождество твое, Христе Боже наш...».
...Над саманными хатами вьется дымок, отовсюду доносится аромат свежеиспеченных пирожков с фасолью, горохом и картофелем и сваренного узвара (компота из сухофруктов), на столах дымится кутья (пшеничная или ячменная каша с медом). Кроме этого, на стол ставили жареную птицу, утку или гуся, обязательно студень, окорок и другие вкусности. Нарядные хозяева готовят деньги, сладости и разную снедь, дожидаясь гостей. Тут же начиналась Коляда: отовсюду доносились пение и смех. В основном девочки и девушки, порой и мальчики в сопровождении «поводыря» ходили по домам и, спросив у хозяев разрешения («Хозяева, пустите поколядовать!»), исполняли специальные песни-колядки, получая в подарок за свое пение хлеб, сало, сладости и мелкую монету.
Этот обычай, несмотря на атеизм, в советское время упорно сохранялся в станицах и хуторах. Бабушки разучивали с внуками колядки, рассказывали им, как нужно себя вести, придя в дом к односельчанам. И хотя многие детали обряда со временем утрачивались, общая канва сохранялась даже четверть века назад, когда мы с одноклассниками, нарядившись кто во что горазд (тут выручали карнавальные костюмы со школьного утренника), распевали колядки у соседей. Например, помнится одна из них: «Коляд, коляд, колядница! Добра с медом паляница! А без меду — не така, дай, титко, пятака, а ты, дядько, грошей, щоб були хороши!». А потом хвастались друг перед другом, у кого больше в мешочке мелочи и сладостей...
В старину на Святки ходили в гости, девушки гадали на удачное замужество и богатого жениха.
Когда изменился календарь, и Старый Новый год стал отмечаться после Рождества, с 13 на 14 января, обычаи празднования Нового года перешли на эти дни.
Крещенским сочельником Святки заканчивались. Все садились вечерять. Хозяин выходил на крыльцо и говорил, подкидывая вверх ложку кутьи: «Мороз, Мороз, иди к нам кутью йисть, да не поморозь наших телят, ягнят, жеребят». Считалось, что таким образом домашние животные будут надежно защищены от холода. Чихнувший во время ужина считался счастливым, и его чем-нибудь одаривали. Затем все выходили во двор и колотили по изгороди лопатами, метлами, стреляли из ружей.
А.ЧЕРНЫШЕВ.
Источник: Советская Адыгея
10.01.2012 07:31