Ликвидация политической самостоятельности Кабарды повлекла за собой уничтожение системы сюзеренно-вассальных отношений в Центральном Предкавказье, что стало одной из важнейших причин подрыва политического положения князей и упадка кабардинского феодализма.
Фактически разрушается и система феодального землевладения – в силу несоответствия основных принципов ее существования (условного, иерархического и фамильного) российским представлениям о полной помещичьей собственности.
Утрата политической власти аристократией резко сузила диапазон возможностей к урегулированию сословно-классовых конфликтов, что еще более дестабилизировало социальный порядок.
В результате включения Кабарды в состав России образовался новый жизненный уклад из остатков традиционных и привнесенных извне элементов, механическое сочетание которых не означало системной целостности. Во многом именно этим объясняется В.Х. Кажаровым «болезненность и внутренняя конфликтность последующего социального и культурного развития кабардинцев, утрата ими подлинных ценностей и обретение мнимых в виде суррогатов навязываемой культуры, обращение народа в качестве самозащиты к прошлым традициям и нахождение только формы в силу утраты их живого духа»20 – тезис, актуальность которого в современных условиях продолжающегося этнического кризиса не нуждается в обосновании.
Таким образом, представленная В.Х. Кажаровым в рамках исторической этнологии развернутая концепция социокультурного развития адыгов в процессе их интеграции Россией позволила выявить степень и глубину трансформации адыгского этнического социума, обосновав целый ряд положений, имеющих важное значение для понимания деструктивных последствий взаимодействия различных социоцивилизационных систем.
Несмотря на то что при изучении процессов трансформации традиционных институтов кабардинцев в конце XVIII – первой половине XIX в. В.Х. Кажаров не стремился к абсолютизации собственной точки зрения, многие его идеи и поставленные научные проблемы в настоящее время получают более детальное рассмотрение в работах аспирантов и молодых ученых, становятся объектами диссертационных и монографических исследований, апробируются на конференциях различного уровня. В частности, изучение дальнейшей трансформации основной социальной единицы кабардинцев в пореформенный период, в русле концепции В.Х. Кажарова, было продолжено в диссертациях Д.Н. Прасолова21 и Х.С. Кушхова22. А.Х. Абазов в рамках юридической антропологии исследует процессы трансформации правовых институтов кабардинцев в конце XVIII – начале XX в.23; вопросы функционирования и трансформации института абречества у кабардинцев рассматриваются Т.Х. Алоевым24, Р.Р. Кардановой (Кошукоевой)25, а на материале народов Северо-Восточного Кавказа – В.О. Бобровниковым26. Общий подход В.Х. Кажарова, предложенный им при разработке теоретических проблем, связанных с изучением особенностей функционирования и трансформации традиционной культуры адыгов в различных исторических условиях, стал методологической основой диссертации М.Н. Губжокова27, а также очерка «Традиционная культура адыгов» в «Адыгской энциклопедии»28. Концепция В.Х. Кажарова оказала значительное влияние на исследование Х.С. Кушховым традиционных общественных институтов кабардинцев в пореформенный период29. Докторант В.Х. Кажарова Ф.А. Озова в динамике исследует/
Источник: Адыги.Ru
07.05.2015 14:27