Праздничная и ритуальная одежда у горских народов: черкесы

Фото: www.natpress.net

Семиотика адыгского костюма. Праздничная одежда использовалась и при различных молениях, сопровождавших все наиболее значительные события жизни адыгского социума, и при прочих церемониях как языческо-христианского, так и мусульманского культа. Характерным при этом является резкое отличие ритуальных одеяний главных действующих лиц — священников от костюмов остальных участников. Так, мусульманский священнослужитель облачен в халат и чалму (или феску), являющиеся знаком его сана, причем эта ритуальная одежда становится повседневной только по окончании Кавказской войны, когда уходят в прошлое воинствующие адыгские эфенди, участвовавшие в сражениях в одежде рядового воина. При отправлении ритуалов языческо-христианского культа, священник мог быть облачен в бурку и совершал моление с непокрытой головой.
Большое значение одежда имела и в обрядах похоронного цикла. Так, элементы одежды символизируют состояние траура близких родственников покойного. Одежда умершего раздается участникам похоронных ритуалов; бурка или платок покрывает тело покойника до самого момента его предания земле. Особой одеждой является погребальное одеяние — саван.
По замечаниям Дж. Белла, в годы Кавказкой войны, погибшие в бою (но не в набеге с целью захвата добычи) были единственной категорией лиц, которую после смерти не переодевали в погребальные одежды, предавая земле в посмертной, носившей явные признаки гибели ее владельца от оружия врага.

Большое значение в смеховой культуре адыгов имел культ ачъэкъашъу, символизировавший плодородие, атрибутами которого являлись, в частности, маска козла и овчинный тулуп.
Следует отметить, что сфера распространения вышеназванных языческих обрядов постепенно сокращалась по мере исламизации, а стало быть — из употребления выходили как целые комплексы, так и отдельные их элементы (в некоторых случаях просто утрачивавшие особую семантику).
Характерная для адыгов высокая семиотичность одежды отражала этническую, субэтническую и конфессиональную принадлежность, социальный статус, семейное и материальное положение ее владельца.
Этническая функция гораздо отчетливее прослеживается у женского костюма адыгов, нежели у мужского. Причиной тому является практически полная идентичность мужского костюмного комплекса народов Кавказа и казачества, ставшая результатом интенсивных заимствований в силу высокой престижности адыгской аристократической культуры. В подобной ситуации этническая функция одежды отражалась не в компонентном наборе костюмного комплекса, а при помощи цветовой символики, кода материалов, украшений, способа ношения компонентов. Так, по замечанию Ф. Торнау, абхазы, носившие аналогичный адыгскому комплекс одежды, отличались от последних меньшей длиной черкески, особым способом завязывания башлыка и его цветом (светлым в отличие от темных тонов, предпочитавшихся черкесами).
Распространение ислама у адыгов привело к появлению довольно значительной прослойки лиц, в свое время совершивших паломничество (хадж) в Мекку. Отличительной деталью костюма этой категории являлась лента белого или зеленого цвета. Намотанная на папаху в живописном беспорядке, она вводила в заблуждение иностранных авторов, писавших о “тюрбане” или “чалме хаджия”. Естественно, что описанные выше ритуальные костюмы мусульманских священников также являются отличительным знаком конфессиональной принадлежности.
Важным показателем сословной принадлежности являлась цветовая стратификация. В адыгском обществе красный цвет считался знаком высшего сословия и какое-то время существовал особый запрет на использование этого цвета в одежде и (особенно) в обуви лиц не-княжеского происхождения. Однако демократические преобразования у горных адыгов постепенно сделали эти запреты чисто номинальными.
Костюм мог символизировать и семейное положение человека. Так, наличие корсета (бгъэкIапх) являлось отличительной чертой девичьего костюма (за исключением дворовых крестьянок). Молодые замужние женщины носили шапочки меньшего размера, их наряд был скромнее по качеству материалов и наличию декоративных элементов, чем девичий. Рождение первого ребенка обязывало молодую мать носить платок.
Особой семиотичностью у адыгов отличался головной убор. Шапка являлась символом чести ее хозяина и наглядным свидетельством совершения им неблаговидного поступка — так, выдавшему чужую тайну прожигали дно шапки, труса обязывали носить безобразный войлочный колпак (пIынэ).

Сбить или сорвать шапку с головы адыгского мужчины было равнозначно нанесению тягчайшего оскорбления. При таком восприятии добровольно снять с головы папаху адыг мог только в исключительной ситуации, например, при обращении с просьбой о покровительстве. В мемуарной литературе периода Кавказской войны описаны случаи, когда снятая с головы и поднятая на винтовочном стволе папаха означала вызов на поединок при столкновениях адыгов и казаков. К такому же эффекту порой приводила и белая папаха — головной убор такого броского, демаскирующего цвета могли одевать в бой только отчаянные храбрецы, готовые либо победить, либо умереть, что, как правило, вызывало у достойного противника желание испытать судьбу на единоборстве.
Одной из основных функций одежды адыгов являлась корректирующая, заключавшаяся в формировании внешнего облика человека, соответствующего эстетическому идеалу адыгов.

Материалы для изготовления одежды, применявшиеся адыгами, имели различное происхождение, являясь как продукцией местного хозяйства, так и результатом торгового обмена.
Так, развитое животноводство поставляло мех для шапок, шерсть, использовавшуюся в производстве домотканого сукна и войлока, из которых в свою очередь шились черкески, штаны, бурки, ноговицы. Из кожи выделывали ремни, пояса, обувь, а из сафьяна — девичьи корсеты, женскую и мужскую обувь, парадные ноговицы. Из льняных и конопляных волокон ткали полотно и холст, шедшие на изготовление нательной одежды, бешметов.
Давние торговые связи адыгов с соседними регионами обеспечивали постоянное поступление более изысканных и тонких тканей — шелка, бархата, атласа, парчи, машинного сукна, ситца, холста, которые использовались для пошива как мужской, так и (особенно) женской одежды праздничного назначения.
В то же время, военные катаклизмы, неоднократно потрясавшие Черкесию, могли существенно затруднять поступление импортных материалов. Так, в годы Кавказской войны, в ситуации торговой блокады, предпринятой российским правительством в отношении Черкесии, ввоз товаров из Турции практически прекратился, что, естественно, сказалось на качестве используемых в производстве одежды материалов, поскольку разоренное войной адыгское хозяйство уже не могло обеспечить поступление необходимого количества сырья.
Видимо, в попытке восполнить недостаток сырья, адыги пытаются шире использовать местные ресурсы и, в частности, налаживают производство шелка, что, по данным Дж. Белла, уже имело место к 1837 г. в ряде прибрежных пунктов южнее Пшады.
Комплекс одежды адыгов последней трети XIX — начала XX вв. претерпел определенные изменения, продиктованные как внутренней эволюцией костюма, так и (в особенности) интенсивными межэтническими контактами этого периода.
Так, по данным источников, изменяется сама направленность процесса заимствования деталей культуры — военизированная адыгская одежда, в предыдущее время являвшаяся примером для подражания, теперь сама становится реципиентом, в мирное время частично утрачивая функциональность и престижность и воспринимая новые, более практичные и ставшие модными элементы одежды и материалы из русской (в основном городской) культуры.
Изменения затронули главным образом зажиточную часть населения (прежде всего социальную верхушку и особенно — городскую интеллигенцию). При этом, если раньше показателем сословной принадлежности являлся цвет одежды, то на рубеже XIX — XX вв. это стало проявляться в качестве используемого материала, “в количестве разнообразной одежды, в ношении таких новых видов одежды и обуви, как пальто, сапоги, галоши, каракулевые шапки”. К числу новых видов женской одежды, появившихся в этот период у адыгов, можно отнести юбки и кофты, кружевные платки, косынки и шарфики. В то же время полный комплект национального платья вместе с шапочками приобретает празднично-свадебный характер.Чаще используются фабричные ткани — бархат, шелк, сатин, ситец, бумазея и др.
В годы гражданской войны наряду с уже привычными сапогами получают распространение галифе, невысокие папахи-кубанки, бурки с широкими и прямыми плечами. В то же время острая нехватка промышленных товаров в ситуации экономической разрухи привела к возрождению производства домотканой одежды, замедлился процесс сближения одежды сельских жителей с городской.
 
По теме
Сегодня в Краснодарском академическом театре драмы откроется XVI фестиваль «Кубань театральная-2018» имени народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РСФСР М.А.
16.11.2018
В минувшую пятницу в столице Адыгеи прошел региональный фестиваль «Возвращение к истокам — путь к возрождению».
13.11.2018
 
Талантливую молодежь из разных регионов России в четвертый раз собрал в столице Адыгеи всероссийский фестиваль молодых дизайнеров «Этномода».
13.11.2018
В Адыгее открылся фестиваль «Этномода» - АГУ Торжественно и празднично прошла в концертном зале государственной филармонии Республики Адыгея церемония открытия IV Международного фестиваля молодых дизайнеров «Этномода».
12.11.2018
 
Фото Камерный музыкальный театр им. А. Ханаху - Советская Адыгея Участниками фестиваля «Кубань театральная» станут три культурных учреждения Адыгеи – Национальный театр имени И.Цея, Камерный музыкальный театр имени А.Ханаху и Русский драматический театр имени А. Пушкина.
09.11.2018
В выставочном зале АГУ состоялось открытие республиканской молодежной выставки-конкурса «Мир глазами молодых».
09.11.2018
mashtakh.jpg - МВД Республики Адыгея В отдел МВД России по Тахтамукайскому району поступило сообщение о том, что в поселке Яблоновском из автомобиля, передвигающегося в составе свадебного кортежа, производятся выстрелы.
15.11.2018 МВД Республики Адыгея
Суд признал право собственности несовершеннолетних детей на 1/2 долю жилого помещения Прокуратура Майкопского района проверила исполнение требований законодательства о дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей.
02.11.2018 Аргументы и Факты
Сегодня в Краснодарском академическом театре драмы откроется XVI фестиваль «Кубань театральная-2018» имени народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РСФСР М.А.
16.11.2018 Газета Майкопские новости
В минувшую пятницу в столице Адыгеи прошел региональный фестиваль «Возвращение к истокам — путь к возрождению».
13.11.2018 Газета Майкопские новости
Талантливую молодежь из разных регионов России в четвертый раз собрал в столице Адыгеи всероссийский фестиваль молодых дизайнеров «Этномода».
13.11.2018 Газета Майкопские новости
Глава Адыгеи принял участие в выездном совещании под председательством Президента РФ - Исполнительные органы государственной власти Сегодня Президент РФ Владимир Путин в Санкт-Петербурге посетил предприятие «Герофарм», где провел выездное совещание по вопросам лекарственного обеспечения.
16.11.2018 Исполнительные органы государственной власти
Молодежь Адыгеи провела шествие в память о погибших в дорожных авариях - ГИБДД Чтобы почтить память всех погибших в дорожно-транспортных происшествиях, выразить соболезнования их семьям, а также обратиться с призывом к живым, молодежь Теучежского района вышла на главную улицу города Адыгейска.
16.11.2018 ГИБДД
JPG Файл - МВД Республики Адыгея На днях в республиканском МВД по инициативе заместителя министра Евгения Долматова состоялась выставка нагрудных знаков и значков, приуроченная ко Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
16.11.2018 МВД Республики Адыгея