Шора Ногма и Александ Сергеевич Пушкин

Фото: www.natpress.net

Шора Ногма (по-кабардински - Нэгумэ Шорэ) - кабардинский просветитель, историк, филолог, поэт, общественный деятель. Родился в 1794г. в родовом ауле Ногма на р. Джуце недалеко от г. Пятигорска в семье мелкопоместного дворянина. Он получил начальное образование в примечетских школе, затем родители определили Шору в медресе Дагестанском ауле Эндри. Документальных источников об образовании Шоры не сохранилось, но изучение всего курса - от начального до высшего - составляло 10-15 лет. Он закончил обучение по программе муллы. По свидетельствам современников, Ногма знал арабский, турецкий, персидский языки. Религиозное образование Ногмы сыграло большую роль в формировании его мировоззрения, просветительских, филологических и исторических взглядов.

Начало профессиональной деятельности Ногма связано с работой в должности сельского муллы. Считается, что это произошло сразу по окончании Шорой Эндерсийского медресе. С началом исполнения обязанностей рядового муллы совпадают первые опыты Ногма над родным языком. Образцом в этом служила грамматика арабского языка. Ногма проработал в должности муллы до 1815 г.

В 1811-1816гг., в связи с русско-французской войной, России было жизненно важно приостановить военные действия на Кавказе. Главноуправляющим Кавказом был назначен отозванный из отставки пожилой генерал-лейтенант Н.Ф.Ртищев. Это время активного сотрудничества главного князя Кабарды К.Д.Джанхотова и наместника Кавказа Н.Ф.Ртищева. Именно тогда — в 1813—1815 гг. — делает первые шаги как представитель прорусской партии Шора Ногма.Шора Ногма приглашался дефтердарем в мехкеме фамилий Мисостовой и Атажукиной. Одной из основных обязанностей секретаря суда являлся перевод документов. Секретарь мехкеме должен был владеть арабским, турецким, персидским и русским языками. Известно, что Ногма к 1815 г. знал арабский, турецкий и персидский языки и для работы секретарем мехкеме ему необходимо было овладеть еще русским языком.

В 1815 г. Ногма уже был в числе сторонников прорусской ориентации. Атажукины просили Ртищева помочь Шоре Ногма «в скорейшем учении российской грамоте, снабдить его квартирою и пропитанием». Из этих слов ясно, что Шору предполагалось обучить - русскому языку в языковой среде, в какой-нибудь русской крепости на казенной квартире. Все исследователи придерживаются мнения, что до середины 20-х гг. Шора не получал постоянной работы у русской кавказской администрации.

Шора Ногма женился в 25 лет. Жену звали Салимат Исмаиловна. После 6 лет совместной жизни, в 1825г., у четы Ногма родилась дочь. Ее звали Кульандам. В 1826 г. родился старший сын Ерустам. Он воспитывался дома, до 13 лет, затем был отправлен отцом в С.-Петербург на учебу. В 1838 г. родился средний сын Ериван. В 1839 г. родился младший сын Иришид. Если в начале супружеской жизни, в 1819 г., Шора Ногма вступал на путь прорусской ориентации, то в конце 1830-х гг. он пересмотрел свою культурную ориентацию.

От второго мужа (Шолоха Дагазовича Альмова) Кульандам родила двух сыновей — Батырбека в 1861 г. и Хажи Смаила (Куржим) в 1864 г. Батырбек работал старшиной в своем родном селении Лафишево, а затем в селении Кармово, где он сменил на этой должности известного просветителя Т. П. Кашежева в 1911 г. У Батырбека была дочь - красавица Фатима, при рождении которой в 1892 г. умерла ее мать Хура. Фатима в 1912 г. вышла замуж за известного кабардинского просветителя, в советское время работавшего учителем, автора нескольких литературных произведений Карачая Мисостовича Блаева. У них родились две дочери. Фуза Карачаевна Блаева — кандидат медицинских наук, заслуженный врач РСФСР, доцент КБГУ, награждена медалями «За оборону Кавказа» (1944), «За победу над Германией» (1946), кавалер ордена Ленина (1957), депутат Верховного Совета СССР (1958). Ее старший сын, Адиль Васильевич Тимофеев,— доктор технических наук, автор книг по роботосистемам; младший, Владимир Васильевич Блаев,— кандидат наук. Младшая дочь Фатимы — Ляна Карачаевна Шауцукова — кандидат медицинских наук, доцент КБГУ, заслуженный деятель науки КБР. Ляна Карачаевна была широко образованным человеком, знатоком литературы и живописи, великолепно знала культуру древней Греции и Рима. Она представляла науку КБР на международных конгрессах в Париже и Будапеште. Обе ее дочери, Лейла Залим-Гериевна и Лаура Залим-Гериевна, кандидаты наук. Глядя на эту генеалогическую ветвь, хочется сказать, что Шора посеял богатое семя на ниве просвещения. Как будто дочь унаследовала в полном объеме склонность отца к науке и передала ее потомству.

В год рождения своего старшего сына Ногма получил первую должность от российской администрации на Кавказе – должность полкового писаря. Работа писаря столкнула Ногма с проблемой изучения русского языка. По словам Ногмы, он начал учить русский язык в 30 лет. Но все же он был недоволен собой. В 1828 г. семья Ногма, переселилась на другое место, у р. Малка. К этому времени Ногма, скорее всего, ушел с работы писаря, решив поступить на военную службу. Однако в связи с переселением аула, Ногма вынужден был отложить свое поступление на военную службу, для того чтобы обустроиться на новом месте.

Начало творчества Шоры Ногма можно отнести к середине 20-х гг. Первое свидетельство о начале творческого пути Ногма относится к лету 1825 г. Оно принадлежит русскому поэту С.Д.Нечаеву, посетившему Минеральные Воды и познакомившемуся с Шорой. Свои заметки Нечаев опубликовал под названием «Отрывки из путевых записок о Юго-Восточной России» в январе следующего года в журнале «Московский телеграф». Нечаев отметил две стороны творческой деятельности Ногма. Одна из них — работа над составлением алфавита. По свидетельству самого Ногма, мысль о создании адыгской грамматики ему пришла тогда, когда он начал изучать языки. Составляя алфавит, Ш.Ногма, как и Н.Шеретлук, исходил, с одной стороны, из личного честолюбия стать основателем адыгской письменности.

B 1840 г. Ногма закончил «Начальные правила А(н)тыхейской грамматики» в том варианте, который дошел до нас и получил название "Грамматика 1840 г.". Грамматика 1840 г. была выполнена алфавитом на русской графической основе. В основу кабардинского алфавита Ногма положил 34 знака из которых 33 буквы позаимствовал из русского алфавита, а одну (h) — из немецкого. Русская графика должна была, по замыслу Ногма, облегчить его соотечественникам изучение не только своего кабардинского языка, но и русского языка, и наоборот: познакомить русских с языком кабардинским. Однако обычных русских букв оказалось недостаточно, и он вынужден был прибегнуть к диакритическим (надбуквенным) значкам — здесь немаловажную роль сыграло знание Шорой Ногма арабского языка — и общее количество букв алфавита Ногма достигло 49 знаков. После завершения «Начальных правил А(н)тыхейской грамматики», получивших в ногмоведении условное название Грамматика 1840 г., Ногма под влиянием идеи открытия кабардинского училища начал работать над «Начальными правилами Кабардинской грамматики», которые в ногмоведении принято называть "Грамматикой 1843 г.". Грамматика 1843 г. создавалась на основе Грамматики 1840 г., что явствует из их текстологического сравнения.

После получения от Шёгрена отзыва на Грамматику 1840 г., Ногма начал ее перерабатывать, не меняя графической основы. В частности, Ногма после замечаний Шёгрена отказался от таких знаков, как «ять», «я», «ю», «i», «ь», а в области согласных сделал попытку изобрести для некоторых из них цельные, без диакритики, буквы. После того, как Ногма был поддержан Умаром Шеретлоковым, и появилась перспектива применения его Грамматики в связи с проектом кабардинского училища, Ногма начал перерабатывать Грамматику 1840 г. в другом направлении: через изменение ее графической основы на арабско-персидскую. Сравнение Грамматик 1840 и 1843 гг. наводит на серьезные размышления. Под влиянием идеи открытия кабардинского училища Ногма кардинально пересмотрел идеологию своей Грамматики. Он изменил название своего труда на «Начальные правила Кабардинской грамматики»; взамен алфавита на русской графической основе составил алфавит на арабско-персидской графической основе; в новом предисловии слово «русский» употребил только один раз, а о Петербурге не упомянул вообще; убрал в тексте предисловия слова, в которых говорится об изучении кабардинцами русского языка и русскими — кабардинского. Идеология Грамматики 1840 г. была тройственной: кабардинская грамота для кабардинцев, русский язык для кабардинцев и кабардинский язык для русских. Грамматика же 1843 г. ясно содержит одну цельную идею: изучение кабардинцами кабардинской грамоты.

Характерно, что если в предисловии к Грамматике 1840 г. Ногма обращался к русскому читателю вообще, то в предисловии к Грамматике 1843 г. Шора пишет, что не знает, к кому обращается, и ему кажется, что он составил Грамматику для потомков, а не для современников. Грамматика 1843 г. отличается от предыдущей большей научностью. Прочитав внимательно все предисловие к Грамматике 1843 г., нетрудно ответить на вопрос, поставленный самим Шорой Ногма: «И для кого?» В самом деле, такое сочинение могло быть написано только для членов Академии наук. Работу над «Начальными правилами Кабардинской грамматики» Ногма не завершил. Основная часть этой работы заключалась в переделывании «Начальных правил А(н)тыхенской грамматики» с русской на арабскую графическую основу. Переписчик переписал первую часть — «Словопроизведение». Две остальные части — «Словосочинение» и «Произношение» — автор так и не успел переделать. Рукописи Ногма после его смерти были отосланы по распоряжению военного министра Чернышева из С.-Петербурга в Тифлис. В 50-х гг. XIX в. они, вероятно, были подарены известному кавказоведу П.К.Услару (1816—1875), имевшему правительственное поручение по лингвистическому исследованию Кавказа.

Хронологию филологического творчества Шоры Ногма можно восстановить довольно точно благодаря существованию нескольких вариантов его Грамматики. Труднее сделать это по отношению к его историческому сочинению, потому что оно дошло до нас только в окончательном варианте. Тем не менее можно с уверенностью сказать, что это труд не одного-двух лет, а десятилетий. Довольно запутана история названия этого сочинения. Самая первая публикация его в «Закавказском вестнике» за 1847 г. называется «О Кабарде». Но это не авторское, а редакционное название.

Собирание материала для своей книги Ногма начал с исторических преданий. Определяя источниковую базу своего труда, Ногма первым из 8 источников указал: «Изустные предания, известные в народе под названием сказания старцев». Точно неизвестно, когда Ногма начал собирать исторические предания. Caм он писал: «Имея часто случай участвовать в общественных беседах, я с жадностью слушал повествования наших стариков и с течением времени успел собрать множество слышанных от них преданий и песен». Право участия в общественных беседах у Ногма могло появиться не раньше занятия должности муллы в 1815г. Однако нет никаких сведений, что он интересовался в эти годы историей. Все его помыслы в 1810-е гг. были направлены на теологию и филологию. И тем не менее следует думать, что именно в эти годы создавались предпосылки для пробуждения интереса Ногма к истории. С одной стороны, практическая деятельность муллы тесно связана с народными обычаями, празднествами и «общественными беседами», а с другой — для Ногма непосредственной причиной занятия филологией и создания алфавита послужила попытка записи фольклорных текстов.

Собственное научное историческое творчество Ногма могло начаться только в С.-Петербурге. Приехав в С.-Петербург в 1830 г., Ногма прочитал «Историю государства российского» Н.М.Карамзина, в самом начале которой изложена теория о происхождении славян от антов. Имея достаточный багаж знания адыгских фольклорных текстов, Шора сразу же ассоциировал историю антов с древней историей адыгов и пришел к выводу, что Карамзин ошибается, и что анты — предки не славян, а адыгов. Именно с этого открытия, являющегося одновременно и открытием исторической науки, можно вести отсчет научной деятельности Ногма. К началу 1840-х гг. Ногма, видимо, уже имел некое целостное сочинение.Как минимум с сентября 1839 г. по февраль 1840 г., как это свидетельствует из писем Кодзокова, Ногма усиленно занимался доработкой своего исторического сочинения. В 1841 г. Ногма представил свое сочинение корпусному командиру и, получив одобрение, в 1843 г. послал его в «Закавказский вестник». Исходя из свидетельства Берже, исторический труд Ногма к 1843 г. имел авторское название «История адыхейского народа». Ногма давал читать свой труд нескольким людям. Одним из них был Кодзоков, который в 1839 г. ознакомился с его еще незавершенным вариантом.

В 1844 г. Ногма повез свои труды в С.-Петербург. Среди них была и рукопись его знаменитого исторического сочинения. Эта рукопись дошла до нашего времени и носит название «Предания черкесского народа». По аналогии с изменением названия филологических трудов Ногма – с «Начальных правил Атыхейской грамматики» на «Начальных правил Кабардинской грамматики» - было изменено название и исторического труда.

Из воспоминаний современников создается впечатление, что Ногма был в молодости человеком подвижным и здоровым. На здоровье Ногма могли отрицательно сказаться два фактора. Первый — служба в С.-Петербурге в 1830—1835 гг. Непривычный суровый петербургский климат, как правило, плохо переносился кавказцами. Второй фактор, который мог подорвать здоровье Ногма,— это «сидячий образ жизни». Современники отмечают, что в то время кабардинцы не привыкли к «сидячей жизни». И то, что с 36-летнего возраста (с 1830 г.) Ногма регулярно занимался писарской и научной работой, а с 44-летнего возраста (с 1838 г.) вообще безотрывно должен был находиться в Кабардинском временном суде — этот переход от активной жизни к сидячей в таком возрасте не мог не отразиться на его здоровье. Первое документальное упоминание о самочувствии Ногма встречается 10 мая 1841 г. в свидетельстве № 553, где сказано, что секретарю суда Шоре Ногма «по болезненному его состоянию, для пользования минеральными водами» в Пятигорске, предоставлен отпуск. В следующем 1842 году, 5 апреля Ногма предписанием № 343 снова был отправлен «за болезнию, на минеральные воды». На этот раз он лечился 6 месяцев, после чего, как мы знаем, не выходя на работу, 31 октября 1842 г. подал прошение об увольнении с должности. Были и другие причины ухода Ногма с работы, но главным поводом была все-таки болезнь. К весне 1843 г. он поправился и Кабардинский временный суд писал, что «поручик Шора Бек Мурзин от пользования минеральными водами получил облегчение».

Но напряженная научная работа, в связи с необходимостью поездки в С.-Петербургскую академию наук для представления своих трудов, снова ухудшила его здоровье. С января по апрель 1844 г., Ногма согласился занять место члена Суда. Одновременно он должен был завершить свои научные труды до поездки в С.-Петербург. Это была работа на износ. Он поехал, так и не завершив свои труды, надеясь доработать их уже в С.-Петербурге. Дорожные тяготы окончательно подорвали его здоровье. Командующий императорской главной квартирой граф Орлов писал военному министру, что Ногма прибыл 14 мая 1844 г. в Кавказско-Горский полуэскадрон «в расстроенном уже от дорог здоровье, был поражен здесь жестокими припадками геморроя и ломотою в ногах». А времени у него не было, нужно было представить свои труды на рассмотрение С.-Петербургской академии наук. Императору докладывали, что все труды окончены, почему он и вызвал кабардинского узденя, и обнаружить, что эти труды еще не завершены, было крайне нежелательно.

Не прожив и месяца после приезда в С.-Петербург, Ногма 10 июня 1844 г. умер, «не сделав на счет своих творений никакого распоряжения». Берже пишет, что Ногма «был разбит параличем». Все это сильное раздражение и нервное перенапряжение в течение продолжительного времени скорее всего и вызвали у него паралич. Смерть подвела окончательные итоги научной деятельности Шоры Бекмурзина Ногма. «После кончины Бекмурзина найдены в квартире его два письменные сочинения под названиями: «Грамматика Атихейского языка» и «Предания Черкесского народа», и, сверх того, разные черновые бумаги». Всего рукописей Ногма после его смерти было зафиксировано 19 тетрадей «слишком на 650 листах». В описи они были рассортированы на три части:
Грамматика Атихейского языка.....68 (листов)
Предания Черкесского народа .....88 (листов)
Разные черновые бумаги, относящиеся к этим
 
По теме
Фестиваль математики в а. Новая Адыгея - АГУ 10 ноября Кавказский математический центр Адыгейского государственного университета (КМЦ АГУ) совместно с Республиканской естественно-математической школой (РЕМШ) провел Фестиваль математики в Тахтамукайском районе Респу
13.11.2018
На площадках АГУ в четвертый раз прошел Географический диктант Русского географического общества - АГУ Масштабная международная просветительская акция, инициатором которой является Президент РФ Владимир Путин, объединяет всех интересующихся географией, экологией, историей и культурой России.
12.11.2018
 
 
Члены жюри высоко оценили фестиваль «Этномода» - АГУ Второй день IV международного фестиваля молодых дизайнеров «Этномода» начался с пресс-конференции, которую провели члены жюри во главе с аналитиком и историком моды, ведущим экспертом страны Александром Хилькевичем.
11.11.2018
В МГТУ завершилась очередная смена детского лагеря «Страна профессий» для школьников Майкопа 8–12 лет.
09.11.2018
 
Фото Артур Лаутеншлегер/СА - Советская Адыгея В 2018 году Ассоциация студенческих спортивных клубов России совместно с Дирекцией спортивных и социальных проектов запустила новую всероссийскую молодежную акцию — «От студзачета к знаку отличия ГТО».
08.11.2018
7 ноября по приглашению Главы РА Мурата Кумпилова Адыгею посетила профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им.
08.11.2018
 
В Адыгее продолжается информационная кампания среди учащейся молодежи - Пенсионный фонд Очередное  тематическое  занятие для учеников тлюстенхабльской средней школы провели руководитель группы персонифицированного учета Светлана Хаджебиекова и главный специалист-эксперт отдела назначения,
07.11.2018
В Адыгею по приглашению Главы РА Мурата Кумпилова с научно-образовательной целью прибыла профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им.
07.11.2018
Фестиваль математики в а. Новая Адыгея - АГУ 10 ноября Кавказский математический центр Адыгейского государственного университета (КМЦ АГУ) совместно с Республиканской естественно-математической школой (РЕМШ) провел Фестиваль математики в Тахтамукайском районе Респу
13.11.2018 АГУ
В Адыгее открылся фестиваль «Этномода» - АГУ Торжественно и празднично прошла в концертном зале государственной филармонии Республики Адыгея церемония открытия IV Международного фестиваля молодых дизайнеров «Этномода».
12.11.2018 АГУ
В 2018 году Ассоциация студенческих спортивных клубов России совместно с Дирекцией спортивных и социальных проектов запустила новую всероссийскую молодежную акцию — «От студзачета к знаку отличия ГТО».
08.11.2018 Советская Адыгея
В МГТУ завершилась очередная смена детского лагеря «Страна профессий» для школьников Майкопа 8–12 лет.
09.11.2018 Газета Майкопские новости
Geroin_FSB_WA0014.jpg - МВД Республики Адыгея Проверочные мероприятия в отношении 36-летнего ранее судимого жителя республиканского центра инициировали оперативники подразделения по контролю за оборотом наркотиков отдела МВД России по городу Майкопу и сотрудники рег
12.11.2018 МВД Республики Адыгея
Суд признал право собственности несовершеннолетних детей на 1/2 долю жилого помещения Прокуратура Майкопского района проверила исполнение требований законодательства о дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей.
02.11.2018 Аргументы и Факты
Талантливую молодежь из разных регионов России в четвертый раз собрал в столице Адыгеи всероссийский фестиваль молодых дизайнеров «Этномода».
13.11.2018 Газета Майкопские новости
В минувшую пятницу в столице Адыгеи прошел региональный фестиваль «Возвращение к истокам — путь к возрождению».
13.11.2018 Газета Майкопские новости
Участниками фестиваля «Кубань театральная» станут три культурных учреждения Адыгеи – Национальный театр имени И.Цея, Камерный музыкальный театр имени А.Ханаху и Русский драматический театр имени А. Пушкина.
09.11.2018 Советская Адыгея
X Всероссийский турнир по греко-римской борьбе на призы победителя Олимпийских игр в Пекине Асланбека Хуштова прошел Тахтамукайском районе Адыгеи, в спортивном комплексе «Нарт».
07.11.2018 Советская Адыгея
«Дружба» (Майкоп) - «Чайка» (Песчанакопское) - 0:2 (0:1). В рамках 16-го тура Олимп первенства России ПФЛ зоны «Юг» майкопская «Дружба» принимала на своем поле футбольный клуб «Чайка» из Ростовской области.
06.11.2018 Советская Адыгея
Глава Адыгеи поручил ведомствам до конца года выполнить все свои финансовые обязательства - Исполнительные органы государственной власти Сегодня под председательством Главы РА Мурата Кумпилова состоялось планерное совещание с руководителями отраслевых министерств республики.
12.11.2018 Исполнительные органы государственной власти
За прошедшие сутки  в Республике Адыгея произошло 5 дорожно-транспортных происшествий, в которых, к сожалению, погиб один человек, пострадало 7 человек.
12.11.2018 ГУ МЧС России