Связь между тремя символами - Солнцем, Камнем и Огнем в мифах разных народов

Связь между тремя символами - Солнцем, Камнем и Огнем в мифах разных народов
Фото: www.natpress.net

Если нартовские сюжеты, дошедшие до нас, и не являются религией в полном смысле этого слова, то они, бесспорно, представляют собой мифологизированный пережиток религии многобожия. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с текстами различных национальных версий эпоса. Мы увидим, что судьба и деяния нартов тесно и неразрывно сплетены с судьбами языческих богов: боги часто являются предками нартов и сами нарты способны совершать чудеса, доступные лишь богам. В частности, нарты могут оживлять умерших, путешествовать в загробный мир мертвых и возвращаться обратно в мир живых, воздействовать на различные стихии, обращаться в животных, а при случае могут поколотить богов и даже нанести им тяжелые увечья.

Типологически нарты близки к греческим титанам, предшественникам олимпийских богов, свергнутым последними в подземный Тартар. Нарты таким же образом гибнут в борьбе с богами и низвергаются в "подземелье" или в "подземные пещеры" и при этом по крайней мере один из них, Сослан (Сосруко, Сеска-Солса), не гибнет, будучи бессмертным.

"Обыкновенно сильные люди" не совершают те сверхъестественные чудеса, которые по силам нартам, и им не поклоняются, ожидая от них благоприятного вмешательства в земную жизнь. Таким отношением пользуются лишь сверхсущества, то есть боги. Поэтому нартовский эпос представляет собой не просто итог поэтического творчества кавказских народов - перед нами опоэтизированные сюжеты, обряды и ритуалы древнейшей религии.

Ж.Дюмезиль подчеркивает, что Сослан (Сосруко, Сеска-Солса) является нартом "самым значительным и самым популярным на всем Северном Кавказе". Он - центральный герой всей Нартиады и французский ученый связывает его с Солнцем. Связь Сослана с Солнцем настолько очевидна и подкреплена столь многими характерными чертами, что нет ни одного ученого, занимающегося нартовским эпосом, который бы отвергал эту связь.

Рассмотрим обстоятельства рождения Сослана-Солнца в различных национальных версиях Нартиады.

В.Г Ардзинба, касаясь мотива рождения солнечного героя из камня, замечает: "Названный сюжет засвидетельствован в эпосе почти всех народов, у которых известен нартский эпос, и, по общему признанию, относится к числу архаичных".

У абхазов солнечный герой Сасрыква ("двойник" Сосруко, Сослана, Сеска-Солсы и т.д.) рождается следующим образом:

"Мать нартов Сатаней направилась к берегу реки. В полдень она решила искупаться. Купаясь в реке, она увидела на противоположном берегу нартского пастуха. Он спал. Сатаней окликнула его, и он пробудился ото сна. Увидев ее, пастух пришел в сильное возбуждение: закипела кровь его, загорелся он страстью. Он бросился в реку, чтобы переправиться через нее. Но его попытки были тщетны. Трижды он бросался в реку, но разбушевавшаяся стремительная река всякий раз выбрасывала его на берег. Потерпев неудачу, пастух попросил Сатаней показать ему ее тело обнаженным. И только она исполнила его просьбу, как он, собрав все свои силы, крикнул и послал к ней "стрелу". "Подобно молнии, она сверкала, подобно грому, она сотрясала землю, подобно облаку, она затмила свет!" Сатаней, до сих пор не знавшая чувства страха, на мгновение струсила и укрылась за каменной глыбой. "Стрела" попала в камень, и на нем появился человеческий образ.

По совету пастуха Сатаней обратилась за помощью к могучему нартскому кузнецу Аинар-жьи, у которого правая рука - молот, левая - клещи, а левая нога -наковальня. Три дня трудился могучий кузнец. Вырубив каменный образ, Аинар-жьи вручил его Сатаней, наказав носить у тела. По прошествии указанного срока на ложе Сатаней был обнаружен новорожденный. Он лежал, не плакал, не издавал ни звука, как будто ждал чего-то. Тогда обратилась Сатаней к собравшимся женщинам: "Это дитя, рожденное чудесным образом, дитя, которое ни с кем не спутаешь, пусть будет названо именем Сасрыква! Что вы стоите, позовите Аинар-жьи! Аинар-жьи сам знает, что делать!" Нартский кузнец закалил Сасрыкву, напоил и накормил его".

Кабардинцы о рождении Сосруко рассказывают так:

"Тонкобровая Сатаней полоскала в реке белье. Она полоскала его там, где обычно чистила кольчуги. На другом берегу Псыжа пастух из нартского селения пас коров. Увидев Сатаней, пастух сперва застыл в изумлении, а придя в себя, быстро подошел к реке. Сатаней была прекрасна. Лицо ее было белое, а брови тонкие.

- Эй, Сатаней, красавица, несравнимая с другими красавицами! Подними свои глаза, посмотри хоть раз на меня! - крикнул пастух.

И Сатаней подняла глаза.

Загорелся пастух. Овладело пламя страсти к тонкобровой Сатаней, и с такой силой, что присела она в изнеможении на прибрежный камень.

В смятении она собрала кое-как мокрое белье и поднялась, чтобы пойти домой. Пастух из селения нартов сказал ей:

- Эй, Сатаней, красавица, несравнимая с другими красавицами! Твой женский ум превосходит мужскую мудрость. Зачем же ты оставила на берегу камень. Возьми его с собою.

Сатаней послушалась пастуха. Она отнесла домой тот прибрежный камень, на который присела, когда увидела пастуха.

Дома она положила камень в ларь с отрубями.

Прошло некоторое время, и услыхала Сатаней шум в своем доме. "Откуда этот шум?" - подумала Сатаней и стала заглядывать во все углы. И странное дело: подойдет к камню поближе - шум сильнее, отойдет подальше - шум потише.

-

Неслыханное чудо! - воскликнула Сатаней и приложила ухо к камню. Внутри камня кипело: оттого-то и слышался шум. Камень становился все больше. Сатаней обмотала его шерстяной нитью. Через три дня нить оборвалась. Снова Сатаней обмотала камень, и снова оборвалась шерстяная нить.

-

Бог жизни Псатха, счастье мое! - крикнула Сатаней. - Да этот камень становится все больше и больше! И она положила камень в теплый очаг.

Девять месяцев и девять дней пролежал камень в теплом очаге, и с каждым днем он становился все больше, все горячее. Он раскалялся, он пылал огнем.

Сатаней побежала к Тлепшу, богу-кузнецу...".

Далее передается пространный диалог Сатаней и Тлепша, не имеющий прямого отношения к сюжету. Сатаней приводит бога-кузнеца к себе и показывает ему огненный камень.

"Тлепш отнес пылающий камень в кузню. Сатаней пошла за ним... Тлепш изо всей своей могучей силы ударил по камню молотом. Семь дней и семь ночей работал бог-кузнец... Наконец камень треснул, осколки разлетелись и выпал из сердцевины камня пылающий ребенок. Да, тело этого мальчика пылало, искры летели от него, и пар клубился над ним. Сатаней, как это делает всякая мать, хотела прижать новорожденного к своей груди, но вдруг закричала громким криком: она обожгла себе руки, ребенок упал на подол ее бешмета, прожег подол и скатился на землю.

Тлепш схватил огромными клещами ребенка за бедра и окунул его в воду. Вода зашипела, и заклубился пар. Семь раз окунал бог-кузнец раскаленного ребенка в воду, и семь раз вода закипала.

Так Тлепш закалял ребенка, закалял до тех пор, пока тело его не превратилось в булат. Только бедра остались незакаленными, потому что они были схвачены клещами.

- Теперь бери своего булатного мальчика,- сказал Тлепш осчастливленной Сатаней...

...Так в доме Сатаней, рассказывают люди, появился ребенок по имени Сосруко - Сын Камня".

А вот осетинский вариант.

"На берегу широкой реки стирала Шатана белье. Глядела она, глядела на прозрачную воду реки и захотелось ей искупаться. Закончила она стирку, разделась и вошла в воду. А на другом берегу пас стадо молодой пастух. Красива была Шатана, сверкало на солнце ее белое тело. Увидел пастух Шатану, и такая страсть охватила его, что пошел он к ней через реку. Но владела Шатана тайной силой, направила она на себя реку, и вода скрыла ее. А пастух в изнеможении опустился на камень.

Шатана видела все это. Приметила она камень и стала считать дни. Когда пришло время, привела Шатана на берег реки небесного кузнеца Курдалагона и сказала ему:

- Поклянись, что никому не откроешь то, что я тебе поведаю. Поклялся Курдалагон, и тогда Шатана попросила его разбить своим тяжким молотом камень. Только раз ударил молотом Курдалагон, треснул камень - и вынули оттуда новорожденного младенца. Дала ему Шатана имя Сослана, что значит "из утробы камня рожденный".

В этом ряду вайнахский вариант - самый лаконичный:

"Одна девушка доила коров; близ того места, где она доила, был синий камень. Один молодой человек, любивший эту девушку, сел на этот камень и, глядя на нее, пришел в возбуждение, отчего с ним произошло что-то, и от этого в камне образовался зародыш Сеска-Солсы. Об этом знала святая женщина Села Сата; она пошла, разбила камень и взяла оттуда Сеска-Солсу".

Несмотря на некоторые разночтения во второстепенных деталях, все национальные версии нартовских сказаний указывают на то, что "солнечный герой" чудесным образом рождается из камня. Причем, в кабардинском и осетинском вариантах усиленно подчеркивается "огненная" природа героя. Рассмотрим пока взаимосвязь этих трех субстанций - солнца, камня и огня, так ярко проявляющую себя в едином образе "солнечного героя" в нартовском эпосе.

В самых разных частях планеты археологи обнаружили и продолжают обнаруживать огромное количество каменных орудий, предназначенных для труда, войны и охоты. Древние люди развернули целую каменную индустрию и нет никаких сомнений в том, что до появления и широкого применения в обиходе металлов, камень являлся главным и универсальным материалом, с помощью которого человек обеспечивал свою жизнь.

"Открытие того, - пишет специалист по культам, - что ударом камней друг о друга можно получить огонь, привело к почитанию камня. Но новые горизонты, связанные с использованием огня, породили культ огня через культ камня. Темный, холодный Отец, камень, порождает из себя яркое сияние - Сына, и новорожденное пламя, замещая своего родителя, становится наиболее впечатляющим и таинственным из всех религиозно-философских символов, прошедших через века и доживших до наших дней".

Вспомним, что и в нартовских сюжетах, которые мы приводили выше, ребенок, появившийся из камня, имеет черты огня. В кабардинском варианте про камень и про ребенка, извлеченного из него кузнецом Тлепшом, говорится в обрамлении таких описательных эпитетов: "горячий"; "раскаляющийся"; "пылающий огнем"; "огненный камень"; "пылающий камень"; "пылающий ребенок"; "прожигающий" и т.д. Эпизод закалки Сослана в осетинском эпосе столь же характерен - "пламенеющие угли", "раскаленный Сослан" и т.п. К новорожденным героям применена вся гамма признаков, которые только возможны при описании огня, пламени. И тут же, в самих сказаниях, дается этимология их имен, совпадающая по смыслу: Сосруко - "Сын Камня" и Сослан - "из утробы камня рожденный". Иными словами, перед нами образ огня, появившегося из камня.

Культ огня, обожествление огня...

Чеченский язык сохранил в себе отпечаток зарождения этого древнейшего культа. "Алу" по-чеченски "огонь". "Эла (в диалектах "алу", "аьли" и т.д.) - "владыка", "повелитель", "господин". "Повелитель - Огонь", "Господин - Огонь", "Владыка-Огонь".

У "огня земного" - пламени, есть аналог - "небесный огонь", то есть Солнце. Связь "огня небесного" и "огня земного" глубоко подчеркнута в древних религиях и мифологиях и вполне обоснованна логикой восприятия. Н.К. Рерих, так передает связь Солнца с земным огнем: "Дух Земли, вращающий и охраняющий наш земной шар, сказал Духу Солнца: "Владыка Лика Блистающего, дом мой пуст... Пошли сынов твоих населить Землю!" Сказал Дух Солнца, Владыка Лика Блистающего: "Я пошлю тебе огонь..." Огонь здесь как бы "сын Солнца", спустившийся на землю.

Трудно перечислить все качества Солнца, которые делали дневное светило в глазах наших предков достойным поклонения и обожествления. Во всей видимой вселенной ничто не могло сравниться с Солнцем по глубине впечатлений, производимых на человеческие умы. От Солнца нисходит животворное тепло, необходимое для существования людей, животных и растений. С Солнцем связана извечная смена дня и ночи, природных циклов и времен года. Солнце - олицетворение чистоты, эманация света, антитеза тьмы, увядания, смерти. "Поклонение солнцу, - отмечает М.Холл, - было одной из самых ранних и наиболее естественной формой религиозного проявления". Изыскания археологов подтверждают это мнение, а самые древние из известных нам типов погребений, свидетельствуют о знакомстве людей с тремя интересующими нас символами - Солнцем, Камнем и Огнем.

Важно отметить одно обстоятельство, связанное с восприятием древним человеком огня и его свойств. Огонь имеет двойственную природу, которая с равной полнотой охватывает две антитезы - Добро и Зло. Огонь обогревает, но он же может сжечь, испепелить; от огня можно получить приятные после холода ощущения тепла, но при малейшей неосторожности огонь приносит ожог, нестерпимую боль; огонь сверкает в ночи прекрасным, живым цветком, даруя свет, но после него остается гарь и копоть. И все эти противоположные друг другу качества уживаются в одном "существе".

Поклонение единой сущности, которая настолько же привержена добру, насколько и злу, настолько же бог, насколько и дьявол - это и есть культ Верховного Существа. Следует особо подчеркнуть, что в культе Верховного Существа добро и зло, бог и дьявол, живут нерасторжимо, в виде одного, единого существа.

Н.К. Рерих писал: "Символ является единственной формой, при помощи которой можно было подойти к идее той сущности Космоса, которая, будучи невыразима, проникает все. Таким образом символ Солнца был одним из первых воспринят и понят. Культ Огня и культ Солнца прославлялся в великолепных храмах... Диск Солнца являлся единственной эмблемой, достойной изобразить голову Божества, и это изображение находилось в каждом храме".

Прежде чем вести речь о Верховном Существе, необходимо посмотреть, дают ли мифы и сказания различных народов подтверждение наметившейся связи между тремя важнейшими символами религии "богодьявола" - Солнцем, Камнем и Огнем. Эта связь, как мы могли убедиться, довольно отчетливо проступает в нартовском эпосе, в мотиве рождения "солнечного героя" из камня в виде "пылающего", "огненного" ребенка. Обратимся к мифам других народов.

В армянской мифологии персонифицированный огонь - Хур высекается из камня самим Сатаной.

У индейцев племени сиу в Северной Америке в качестве божеств, воплощающих мистическую животворную силу, почитались Камень (Иньян) и Солнце (Ви). У тех же сиу крылатые духи вак-иньян олицетворяли собой как огонь (вак), так и камень (иньян).

В древнеарабской мифологии (государство Набатея) бог солнца Аарра с прозвищем "душара" ("владетель Шары", где Шара - округа столицы Набатеи - города Петры) рождается девой-камнем.

В древнейшем корейском мифе Солнце рождается из скалы, с которой сочетался морской дракон.

В мифах меланезийцев островов Банкс и Новые Гебриды герой, давший людям огонь, рождается матерью-камнем.

В мифах минахасов (Западная Индонезия) мать солнечного бога Тоара Лумимуут рождается из "большого камня, стоявшего посреди пустынной земли".

В мифах Кечуа сын солнца, и божественный первопредок правителей инков Манко Капак появляется на земле из каменной пещеры (каменная пещера, каменная гора, скала - мифологические вариации единого образа Камня).

В мифах Океании герой Мауи, установивший ход светил, повелевающий солнцем и подаривший людям огонь, появляется от духа через камень и живет в каменной пещере.

В мифах армян Михр (Мгер), чье имя восходит к Митре - бог небесного света и солнца. После целого ряда земных подвигов добровольно заточает себя внутри скалы, где и пребывает при пламени негасимой свечи. Здесь налицо мотив возвращения Михра (солнца) в материнское лоно (скалу, камень).

В мифах микронезийцев островов Гилберта фигурирует На-Реау ("господин паук") пребывающий в камне. Он приказывает своему внуку сотворить солнце.

В мифах меланезийцев бог-демиург (творец) Нденгеи, создавший светила и разделивший время на сутки, рождается из камня.

В античной Греции символом и олицетворением солнечного бога Аполлона считался священный камень Омфал, находившийся в Дельфах, в святилище этого бога.

В мифах монгольских народов божество огня Отхан-Галахан порождается Отцом-Железом и Матерью-Камнем. В данном случае бросается в глаза несомненная и прозрачная связь мифа с технологией высекания огня из камня с помощью железа.

В мифах микронезийцев Каролинских и Маршалловых островов небесный дух Пелюлоп магической силой раскаляет камень, разрывает его на части и создает из его кусков солнце, луну, звезды.

В мифах бурят божество огня носит имя Сахядай-нойон. Это имя является производным от глагола "сахиха", передающего действие при высекании огня из камня.

В японской мифологии богиня солнца Аматэрасу при оскорблении прячется глубоко в каменную пещеру.

В мифах меланезийцев островов Новые Гебриды герой Тагаро, давший людям огонь, появляется из расколовшегося камня.

В мифах индейцев кайова центральный персонаж Пляски Солнца Тай-ме изображался в виде камня или каменного человека.

В мифах микронезийцев острова Палау герой Тмелогод, давший людям огонь, рождается из камня.

В мифах чибча-муисков Фомагата ("чужой огненосный бог") считается сыном или потомком солнца и обладает способностью превращать людей в камни.

В мифах сибирских народов (нанайцев, орочей, ороков, ульчей, удэгейцев) Хадау является мужем богини солнца и распоряжается огнем, который он подарил людям. В камне (или в каменной люльке) совместно с супругой нянчит души шаманов.

В мифах монгольских народов грозный бог Хан-Харангуй, муж девы-солнца, рождается из расколовшегося камня и считается свирепым воплощением пламени.

В мифах ойратов рассказывается о персонаже по имени Цогтайхан, который, в качестве выкупа за свою жизнь, открыл демону секрет извлечения огня из камня.

В мифах южноамериканских муисков бог солнца Бочика превращает орла (свою "животную" ипостась) в скалу.

В мифах микронезийцев Маршалловых островов у культурного героя Эдао, добывшего людям огонь, есть "двойник", "замена для духов" - камень.

Приведенные примеры показывают, что связь солнца или огня с камнем отчетливо присутствует и подчеркивается у самых разных племен и народов во многих частях света.
 
По теме
28 марта 2024 года в Блечепсинской модельной библиотеке Кошехабльскоо района совместно с МБОУ «СОШ» № 5 для читателей состоялся краеведческий вечер-познание «Адыгский поэт и прозаик Киримизе Жанэ»,
18, 19, 20 апреля в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся показы спектаклей Белгородского государственного театра кукол.
28 марта 2024 года в 9:30 и 10:30 состоялся показ выездного кукольного спектакля «Бука - вредный заяц» по пьесе Михаила Супонина театра кукол «Золотой кувшин» Концертного объединения Республики Адыгея в детском саду №24
В апреле 2024 г. в Филармонии Концертного объединения Республики Адыгея в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся гастроли Белгородского государственного театра кукол.
5 апреля 2024 г. в 18:00 в Большом зале Филармонии Концертного объединения Республики Адыгея пройдет мюзикл для детей «Сказка о времени» Камерного музыкального театра Республики Адыгея им.
Яркая, талантливая, настоящая! Других слов по отношению к Аминат Казбековне, этой замечательной исполнительнице, прекрасной женщине, магниту, своим добродушием и положительной энергетикой притягивающему к себе людей, не найдется.
Они трудятся, когда другие отдыхают, они щедро делятся богатством своей души и дарят радость прикосновения к прекрасному.
Благодаря вступлению в национальный проект «Культура», начиная с 2019 г. 13 муниципальных библиотек Республики Адыгея успешно модернизированы и получили статус библиотек нового поколения.
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор