В Адыгею привезли уникальные произведения современных мастеров японской графики

Выставка из фондов Государственного музея искусства народов Востока (Москва) открылась в Северокавказском филиале музея в Майкопе. В зале представлены 40 графических листов, созданных современными художниками Японии с 1980-х по 2010-е годы. Впервые в России эти произведения были продемонстрированы в Москве в сентябре этого года, а после выставки были подарены собранию музея. Второй экспозиционной площадкой стал филиал музея в столице Адыгеи.

В Майкопе уже не раз показывали японскую графику — в прошлом году это была выставка «Восточная столица. Повседневная жизнь Японии периода Эдо (1603—1868) в японской гравюре», а в 2014-м — произведения по мотивам древнего японского романа «Повесть о Гэндзи» современного художника Хироаки Мияяма.

Хироаки Мияяма считается отцом-основателем японской графики и является организатором Международной ассоциации печатных графиков «PRINTSAURUS», в которой состоит большинство авторов, представленных на выставке — ретроспективе творчества за последние 30 лет.

Современные мастера продолжают старинные национальные художественные традиции, а с другой стороны Япония сегодняшнего дня настолько далека от традиционной Японии и близка к европейскому миру, что это не может не отражаться в искусстве. В этом плане показательно пристрастие большинства художников к нетрадиционным для классической Японии техникам. Если «старые» мастера использовали ксилографию — технику цветной печати с деревянной доски, то художники-новаторы чаще пробуют офорт, «сухую иглу», акватинту, меццо-тинто, литографию, монотипию и другие. Техники достаточно сложные, трудоемкие и отнимающие немало времени. При этом печатная графика позволяет выполнять несколько копий одного и того же произведения. Каким по счету оттиском является работа, узнать несложно — по номеру, указанному в углу каждого листа. Обычно его тираж составляет 20–40 штук. С этой точки зрения особенной является созданная в единственном экземпляре работа «FIX 37» Руи Нисияма с изображением цветка, будто просвеченного рентгеновскими лучами.

Что касается сюжетов, то японская графика так же сложна для понимания, как и японская письменность, и без глубоких искусствоведческих знаний понять ее непросто. Даже при беглом осмотре экспозиции сразу бросается в глаза «европеизация» в жанрах. Здесь нет ожидаемых «лубочных» историй японской жизни, а преобладают абстракции и сюрреалистические сюжеты.

— Представленные работы условно разделены на две категории. В фигуративных произведениях угадываются сюжет и определенные образы. Абстракция же сложна для понимания, ее сложно комментировать и объяснять — она и существует, собственно, для того, чтобы уйти от традиционных форм и передать настроение и энергетику иным образом, нежели фигуративное искусство, — рассказывает куратор выставки, хранитель фонда «Живопись и графика Дальнего Востока» Государственного музея Востока Анна Пушакова.

Осмотр экспозиции начинается с работы Сэйко Кавати, цитирующей «Большую волну» выдающегося мастера японской гравюры стиля укие-э Цусики Хокусая, творившего в XVIII–XIX веках. Она выполнена в технике ксилографии, в которой работал Хокусай. Однако современный автор дает свое прочтение «Большой волны», создает другой образ и свое настроение.

Это, пожалуй, одна из немногих работ на выставке, созданная в традициях классической японской гравюры. Большинство других работ внесюжетны и метафоричны.

Немало произведений с природными и флористическими мотивами — цветами, листьями, ветвями. Причем, казалось бы, внешне схожие произведения с изображением красной розы «читаются» абсолютно по-разному у двух авторов Хироаки Мияяма и Коити Китамура.

Авторство каждый художник отмечает личной печатью. Кстати, это одна из особенностей не только японских художников, но и в целом жителей Страны восходящего солнца — использовать печать вместо «живой подписи». Допечатать тираж произведения художник мог даже спустя несколько лет после создания первого оттиска. Поэтому если автор не поставил дату, определить время создания работы искусствоведам порой затруднительно. По этой причине у некоторых работ год создания не указан.

Как добавила Анна Пушакова, всего в фонде «Живопись и графика Дальнего Востока» Государственного музея Востока около 9 тысяч предметов, из которых современная японская графика составляет порядка 150 единиц. Из них 40 произведений будут представлены в Северокавказском филиале музея в Майкопе до 15 января будущего года.

Елена Маркова.

Фото автора.

Ещё новости о событии:

В Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока открылась выставка «Мастера японской печатной графики:
09:32 13.12.2016 Газета Майкопские новости - Майкоп
В Адыгею привезли уникальные произведения современных мастеров японской графики - Советская Адыгея
Выставка из фондов Государственного музея искусства народов Востока (Москва) открылась в Северокавказском филиале музея в Майкопе.
12:02 12.12.2016 Советская Адыгея - Майкоп
 
По теме
18, 19, 20 апреля в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся показы спектаклей Белгородского государственного театра кукол.
Ежегодно благотворительный фонд «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ» (далее — «Фонд») проводит всероссийскую акцию «КРАСНАЯ ГВОЗДИКА» (далее — «Акция»),
28 марта 2024 года в Блечепсинской модельной библиотеке Кошехабльскоо района совместно с МБОУ «СОШ» № 5 для читателей состоялся краеведческий вечер-познание «Адыгский поэт и прозаик Киримизе Жанэ»,
18, 19, 20 апреля в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся показы спектаклей Белгородского государственного театра кукол.
В Адыгее произошло тяжкое ДТП в результате съезда автомобиля с дороги - ИА Адыгея Сегодня Фото: 01.мвд.рф В Тахтамукайском районе Адыгеи 29 марта, около 2 часов ночи, на 2-ом километре автодороги «Яблоновский – дамба Шапсугского водохранилища» произошло дорожно-транспортное происшествии, в котором погиб 1 человек.
ИА Адыгея Сегодня
Объявлены итоги ежегодной премии Главы Республики Адыгея "Лучший участковый врач-терапевт" - Министерство здравоохранения С кем встречается пациент, придя в поликлинику? С участковым врачом. Терапевты — начальное и одновременно главное звено в первичной медико-санитарной помощи.
Министерство здравоохранения
В Майкопе состоялось вручение ключей от 10 новых автомобилей для медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Церемонию провел глава Адыгеи Мурат Кумпилов. - Город Адыгейск В Майкопе состоялось вручение ключей от 10 новых автомобилей для медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Город Адыгейск
Стартовал Третий Всероссийский конкурс молодежных джазовых коллективов - Министерство культуры Фонд поддержки и развития музыкального искусства Игоря Бутмана проводит Третий Всероссийский конкурс молодежных джазовых коллективов в рамках одного из самых масштабных джазовых фестивалей мира - Moscow Jazz Festival За
Министерство культуры