Только в Исламских государствах Востока раб мог стать генералом

Только в Исламских государствах Востока раб мог стать генералом
Фото: www.natpress.net

Только в исламских странах "раб", как любят говорить "историки", мог стать генералом, а то и султаном. Это вообще не рабство в привычном смысле, а рекрутирование в солдаты. Оно было широко распространено в Европе - опаивали и продавали в солдаты.
В мамлюки уходили нередко сами - "продавались в рабство", есть выдержка у Дзидзария. Ехали на военные заработки.
Мамлюки были реальными правителями Египта, победившими крестоносцев в пух и прах. И это рабы? Янычары командовали всей Османией, от них вся Европа тряслась от страха. И это жалкие рабы?

Слово рабство вызывает непосредственно в воображении европейца, читателя американских романов тридцатилетней давности, картину нечестных, закованных в цепи, получающих непрерывно удар кнута, плохо накормленных и имеющих в качестве жилища мрачную тюрьму.
Я не хочу здесь исследовать, насколько эта картина рабства, которое существовало в Англии и Америке несколько лет тому назад, точна и правдоподобна, чтобы хозяин раба так плохо относился к своему дорогостоящему товару, каким был негр, чтобы, в конечном итоге, привести его в негодность. То, что по крайней мере верно, это рабство у мусульман сильно отличается от рабства у христиан. Рабство на Востоке предпочтительнее положения слуг в Европе. они составляют часть семьи; иногда случается, как мы видели раньше, он берет дочь хозяина в жены и может занимать более высокое положение. На Востоке никакая унизительная идея не связана с рабством, и не без основания говорят, что там раб более близок к хозяину, чем слуги у нас.
"Рабство, говорит Абу, так мало презираемо у мусульман, что султаны Константинополя, священные главы Ислама, все рождены от рабынь, и не менее горды, если бы родились от свободных. Мамелюки, которые долгое время правили в Египте, продолжали свою семью, покупая детей из Кавказа, большинство из которых они усыновляли. Часто большой египетский сеньор воспитывает, образовывает и развивает мальчика раба, потом его женит на своей дочери и передает ему все свои права; и в Каире встречаются министры, генералы, высокопоставленные чиновники, которые в юношеском возрасте стоили 1500 франков."
Все путешественники, которые имели возможность серьезно изучить вопрос рабства на Востоке, должны признать, что протест европейцев, столь шумный и в то же время с малой заинтересованностью, слабо обоснован. Лучшее доказательство, которое можно было бы привести в его пользу это то, что в Египте рабы, пожелавшие свободы, могут легко ее обрести, объявив об этом перед судьей, однако, почти никогда не пользуются этим правом. "Мы не можем скрыть, добавляет Эбер, сделав такое же замечание, что судьба раба у народов, связанных с исламом, может считаться почти приятной."
Я мог бы привести еще множество таких цитат; я ограничусь упоминанием впечатления, произведенного от рабства на Востоке на некоторых авторов, которые имели случай наблюдать его недавно в Египте.
"Рабство в Египте такое мягкое, такое естественное, такое полезное и такое плодотворное, говорит Шарм, что его полное исчезновение было бы настоящим несчастьем. В день, когда дикие племена центральной Африки не смогут продать своих пленников, не желая их бесплатно кормить, ясно, что они сами съедят этих пленников; итак, если рабство - это уродливая рана, которое покрывает позором человечество, оно кажется предпочтительнее людоедства; может быть, английские филантропы находят более соответствующим достоинства человечества, когда черные съедаются себе подобными, вместо того, чтобы отправиться в иностранную кабалу."
"Сегодня рабам дарована свобода, пишет Вожани, директор языковой школы Каира, они могут жить как хотят; однако, мало кто пользуется этой привилегией; они предпочитают свое положение невольника, свободное от всяких притеснений, небезопасной ситуации, которая часто была бы для них источником страданий и затруднений.
Будучи далеким от несчастливого, условие раба в Египте такое, что оно поднимает его почти всегда на более высокий уровень, по сравнении с тем, кем он был раньше - до рабства. Многие из них, особенно белые, достигают очень высоких положений. Ребенок, родившийся от рабыни, равен в правах законному ребенку и, если он старший, к нему переходят все права старшинства. Знаменитые войска мамелюков, которые так же правили в Египте, набирались только из рабов. Али бей, Ибрахим бей, суровый Мурад бей, разбитый при битве за Пирамиды, все они были куплены на базарах. Еще сегодня нередко можно встретить высшего офицера и функционера высокого ранга, которые в юности были рабами; часто, став усыновленным, получив хорошее образование, они женятся на дочери хозяина."
Не только в Египте так мягко обращаются с рабами; такое положение везде, где действуют законы Ислама. Одна англичанка, леди Блюнт, освещая свою беседу с одним арабом во время своего путешествия в Неджед, пишет следующее:
"То, что не могли понять британские правители, это попытки мешать работорговле везде. Мы ему говорили, что это в интересах человечества. Но, отвечал он, эта торговля не имеет ничего общего с жестокостью." Он настаивал: "Кто когда-нибудь видел плохое обращение с негром?" На самом деле, мы не могли сказать, что видели такое где-либо в Аравии, больше того, добавляет автор, общеизвестно, что к арабов рабы скорее избалованные дети, чем слуги."
Конечно, в принципе ничто более осудительным не может быть, как рабство, но искусственные принципы, созданные людьми, играют только слабую роль в порядке вещей. Встав на точку зрения негра ясно, что для такого низшего создания рабство - вещь великолепная. Что может быть дороже для этих слабых, легкомысленных, с детской душой людей хозяина, которого его интересы обязывают предусматривать и удовлетворять все их нужды. Доказательство этому мы видим в Америке. Там освобожденные после войны большинство рабов, которые должны были теперь только положиться на себя, пришли в упадок.
Что касается закончить работорговли, как пытаются это делать англичане, нужно, чтобы не было спроса на рабов, а для этого надо полностью изменить нравы Востока и тут же немного остального мира. До сих пор, лицемерное вмешательство европейцев в дела, которые в реальности их интересовали мало, оказалось совершенно бесполезным и привело только к еще большей ненависти к ним жителей Востока.
"Экспедиции против работорговли в Судане, которые произвели большой шум, реально, говорит англичанин Ж.Купер в недавней своей работе о работорговле в Африке, свелись только к набегам, добавившим одну резню к другой. Разрушили несколько постов охотников за рабам, восстановленные тут же, как только ушла экспедиция; но, в итоге, эти громадные расходы денег и человеческой крови мало помогли, и никогда попытки такого рода не искоренят работорговлю."
Европейцы, которые проникают на Восток, чтобы силой помешать работорговле, несомненно добродетельные филантропы, воодушевленные чистыми намерениями; но жители Востока не совсем уверены в чистоте этих намерений и замечают, что те же добродетельные филантропы, такие нежные по отношению к неграм, принуждают китайцев под дулом ружья импортировать опиум, который приводит к гибели за один год больше людей, чем работорговля за период в десять раз больше. Загрузка...
 
По теме
Ежегодно благотворительный фонд «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ» (далее — «Фонд») проводит всероссийскую акцию «КРАСНАЯ ГВОЗДИКА» (далее — «Акция»),
28 марта 2024 года в Блечепсинской модельной библиотеке Кошехабльскоо района совместно с МБОУ «СОШ» № 5 для читателей состоялся краеведческий вечер-познание «Адыгский поэт и прозаик Киримизе Жанэ»,
18, 19, 20 апреля в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся показы спектаклей Белгородского государственного театра кукол.
28 марта 2024 года в 9:30 и 10:30 состоялся показ выездного кукольного спектакля «Бука - вредный заяц» по пьесе Михаила Супонина театра кукол «Золотой кувшин» Концертного объединения Республики Адыгея в детском саду №24
В апреле 2024 г. в Филармонии Концертного объединения Республики Адыгея в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся гастроли Белгородского государственного театра кукол.
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор